18.08.2009  Белорусской промышленности нужно отказаться от бесперспективных производств

   Чтобы выжить в кризис, белорусской промышленности необходимо отказаться от бесперспективных производств.
   Ведущие экономики сейчас пытаются застолбить за собой рынки на послекризисный период: Китай вкладывает огромные средства в страны Африки, Евросоюз реализовывает проект «Восточное партнерство». Как утверждает «Завтра твоей страны», реальному сектору Беларуси, чтобы выжить и поймать свою нишу, предстоит пересмотреть отраслевой перечень в сторону резкого сокращения.
   С одной стороны, производить все внутри своей страны в условиях глобализации невозможно.
   «Если государство стремится к тому, чтобы национальный продукт на 100 % состоял из добавленной стоимости самой страны – это существенный шаг назад», -- говорит главный экономист Кильского института мировой экономики (Германия) Матиас Люке.
   Развитые страны еще в 80-е года прошлого века стали избавляться от неэффективного балласта. В Японии, например, пошли на уничтожение целых отраслей, чтобы за счет узкой специализации занять свою нишу в мировой экономике.
   За последнее двадцатилетие схемы индустриальной специализации в мире становятся все более интернациональными, отмечает Матиас Люке. Происходит дальнейшая фрагментация производства. Этот процесс не обминет и Беларусь, если она хочет вписаться в мировую экономику.
   С другой стороны, признает международный эксперт, возможности прорыва страны на зарубежные рынки в ситуации, когда большинство государств защищают свои национальные интересы, весьма ограничены. Экономический кризис только поспособствовал тому, что мир накрыла волна протекционизма. По данным Всемирного банка, восемнадцать государств G20 так или иначе применяют защитные меры, повышают таможенные пошлины, увеличивают экспортные субсидии.
   «Цепная реакция, которую вызывает введение протекционистских мер, -- сокращение объемов торговли, рост цен, затоваривание складов, разрушение торговых отношений. И это негативные последствия экономического кризиса», -- констатирует декан факультета международных экономических отношений Белорусского государственного экономического факультета Галина Шмарловская.
   По прогнозам ВТО, объем мировой торговли в этом году сократится на 10 процентов. Это будет самое большое падение за последние 60 лет.
   В то же время за пять месяцев текущего года белорусский экспорт снизился на 48% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Как считает Галина Шмарловская, инструментом выхода экономики из кризиса должна стать именно активизация внешней торговли.
   «Только это стимулирует экономический рост», -- уверена экономист.
   После кризиса Беларуси предстоит вступать не в абстрактную экономику, а в мировые сетевые структуры, сложившиеся давно. Как стать для них привлекательнее?
   «Для нас проблема обостряется необходимостью структурной перестройки экономики», -- говорит Галина Шмарловская.
   Иными словами, нужно отказаться от бесперспективных производств и сделать ставку на те отрасли, которые будут востребованы мировой экономикой.
   Эксперты отмечают, что страновая программа выхода из кризиса очень сильно зависит от реформирования реального сектора экономики, которое предопределяет экспортные возможности страны.
   В Беларуси, сходятся во мнении аналитики, следует создавать крупные интегрированные структуры кластерного типа, участвовать в процессах слияния и поглощения в финансово-промышленных группах. Было бы неплохо воспользоваться опытом новых индустриальных стран в развитии фрагментарного производства.
   Это аксиома, что живыми и боеспособными выйдут из кризиса только те предприятия, которые обновят выпускаемую продукцию, технологии, методы администрирования, вступят друг с другом в альянсы и войдут в ведущие транснациональные корпорации.
   «В Беларуси есть пожелания по модернизации промышленности, но они не реализуются, потому что у нас недостаточно своих инвестиций, нет разработанных отечественных технологий. Все это приходит с иностранными инвестициями, -- считает экономист Леонид Злотников. -- А иностранные инвестиции в Беларуси в общем объеме очень малы. Прямые иностранные инвестиции составляют в объеме инвестиций в основные фонды всего 1-2 процента, в то время как в России – 16 процентов».
   Самое неприятное, подчеркивает Леонид Злотников, что у нас находятся в зачаточном состоянии «процессы реструктуризации и кооперации, которые сегодня называют глобализацией производства, а без этого нет конкурентоспособности».
   Между тем, недавно на круглом столе ПРООН «Развитие торговли и продвижение экспорта в современном мире: перспективы для Беларуси» в Минске замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко отметил, что «белорусская продукция, может быть, не самая красивая и не самого лучшего качества, но это добротная и надежная продукция. Она абсолютно конкурентна в сопоставлении цены и качества».
   По словам дипломата, белорусскую продукцию хорошо берут в российских регионах, белорусские комбайны поставляются в Чехию, трактора – в Германию и Великобританию.
   «Это уже совсем не тот товар, каким он был десять и даже два года назад», -- считает Андрей Евдоченко.
   И все же, по убеждению Матиаса Люке, дальнейшая фрагментация производства в мире будет нарастать так же, как и специализация регионов в соответствии с имеющимися преимуществами той или иной страны.
   «Интегрированные усилия, новые схемы промышленного развития и промышленной специализации на глобальном и региональном уровне -- это приоритет», -- настаивает эксперт.
   Как найти свое место в дальнейшей глобальной специализации и в новых схемах -- вопрос для Беларуси.