14.06.2006  Минфин может превратить налоговую амнистию в пустой звук

   Вчера в Госдуме на парламентских слушаниях обсуждался законопроект о налоговой амнистии. Вернее, об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами, потому что ни о какой амнистии речи не идет. Минфин, готовивший законопроект, как обычно, свел все проблемы к платежам в бюджет, почему-то позабыв о гарантиях гражданам, решившимся признать, что в свое время они не заплатили налоги, и отдать государству долги.
   Более того, депутаты, эксперты, представители бизнеса отмечают, что если налоговая амнистия будет проходить по сценарию, предложенному Минфином, то воспользуются им лишь отъявленные смельчаки. Слишком уж велик риск того, что информация о доходах, которую граждане добровольно предоставят государству, обернется против них.
   Чтобы подвести черту и начать жизнь с чистого листа, Минфин предлагает гражданам заплатить 13% от ранее укрытой от налогообложения суммы и подать декларацию упрощенной формы в свою налоговую инспекцию (лично или по почте). В ней, по словам главы департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаила Моторина, не будут указываться ни источники доходов, ни формы существования декларируемых сумм. Будут ли это деньги в банках, ценные бумаги или же имущество – не важно. В декларации достаточно указать только сумму, полученную до 1 января 2005 г., с которой уплачено 13%. В течение пяти дней декларант получит свидетельство о декларировании доходов в упрощенном порядке.
   Поскольку поступления будут направляться в региональные бюджеты, у субъектов Федерации будет свой интерес в пропаганде легализации доходов. Вообще, по оценкам г-на Моторина «законопроект предельно прост по содержанию, и эта простота должна принести успех той кампании, которая открывается с принятием данного законопроекта».
   Однако депутаты не разделяют столь оптимистичного настроя представителя главного финансового ведомства. Чтобы человек сознался в том, что в свое время он не заплатил налоги, он должен быть уверен, что ему гарантировано освобождение от ответственности. «Начать жизнь с чистого листа с ощущением, что я задекларирую, а ко мне придут, наверное, не получится», – говорит заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Но законопроект написан так, что от ответственности уйти не удастся.
   Деньги в офшорах (о которых в первую очередь говорил президент), могли оказаться там только с нарушением либо валютного, либо таможенного законодательства. А их нарушение, по словам г-на Макарова, влечет за собой уголовную ответственность. Получается, что человек, признавшийся в своих грехах, сам же напрашивается на наказание – только состав преступления будет иной.
   «Это новый вариант "русской рулетки"», – так Андрей Макаров характеризует представленный Минфином законопроект. «Это проект увлекательной декларационной кампании, когда отважный налогоплательщик при желании может вступить в отношения с государством», – поддерживает его председатель экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов. – Его также можно назвать законом об обеспечении информацией, необходимой для оперативно-розыскной деятельности».
   Кроме того, изначально речь шла о том, чтобы дать людям возможность легализовать доходы, полученные в тот период, когда налоговое законодательство было нечетким. Сам же Михаил Моторин заявил, что закон рассчитан на предпринимателей, которые в 1990-е годы работали в условиях достаточно несовершенного налогового законодательства. Однако и к ним законопроект не имеет никакого отношения. «Если срок исковой давности по налоговым правонарушениям – три года, то о каких девяностых годах мы говорим?» – недоумевает первый заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. В таком случае речь идет только о доходах, полученных в 2004 году.
   Ни фискальную, ни тем более инвестиционную задачу законопроект не решит. «Узкий круг ограниченных людей задекларирует свои средства, оставив их там, где они лежат сейчас», – считает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский. – Если человек хочет «засветиться» и заплатить налоги, сумма должна быть привлекательной – 5-6%, но никак не 13%».
   А пока, по его мнению, законопроект позволит лишь отчитаться об исполнении воли президента, но не даст никаких положительных результатов. Разве что на радиорынках появится еще одна база данных, да парочка рекламных агентств прилично заработает на разъяснительной кампании.
   Бизнес попытался донести до представителей власти простую мысль: деловой климат в стране не способствует возврату капиталов. По мнению Сергея Белякова из РСПП, для того чтобы налоговая амнистия не провалилась, необходимо доверие к власти. Пока же не устранены причины, приведшие к нынешнему положению дел, рано обсуждать размеры платежа в бюджет при легализации доходов. «Иначе мы получим мертвый закон, а государство сможет говорить, что предприняло шаги навстречу бизнесу, а он на них не отреагировал», – предостерегает г-н Беляков. «Налоговая амнистия несвоевременна, – соглашается Михаил Орлов. – Еще не решены проблемы, загнавшие налогоплательщика в теневой сектор».
   Да и с доверием у нас пока «напряженка». Вот в Казахстане, например, по словам Андрея Макарова, при проведении налоговой амнистии были сожжены декларации за пять лет, и налогоплательщики знали, что никто не будет сравнивать заявленные ими суммы.
   После обсуждения у г-на Моторина, по его словам, возникло тяжелое чувство, о чем он и не преминул сообщить участникам парламентских слушаний. Чиновник рассчитывал услышать предложения, которые можно было бы включить в законопроект, а получил жесткую критику. И в ответ пообещал депутатам: «Когда вы подадите свои замечательные поправки (ко второму чтению), здесь я буду «оттягиваться» по поводу содержания этих поправок». Правда, г-н Моторин забыл, что законопроект еще не поддержан Госдумой даже в первом чтении.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам RBC Daily