29.07.2009  Псковская область: выбор кластеров стратегического развития одобрен экспертами

   Определены три основные точки роста экономики Псковской области: транспортно-логистическая сфера, АПК, туристический сектор. Такое заявление сделал губернатор Псковской области Андрей Турчак на прошедшем 29 июля в Институте современного развития круглом столе, посвященном обсуждению концепции стратегии развития Псковской области.
   А. Турчак отметил, что Псковская область занимает уникальное географическое положение, гранича с двумя странами ЕС и Республикой Белоруссией. Кроме того, регион распложен на стыке двух крупнейших российских агломераций – Москвы и Санкт-Петербурга. Собственно эти факторы и заложены в основу разработанной концепции стратегии долгосрочного развития региона.
   Касаясь текущего состояния экономики региона, А. Турчак отметил, что поскольку в Псковской области не расположены крупные промышленные предприятия, кризис несущественно сказался на экономике региона. «Все это дает уверенность, что 2009 год область переживет без экономических потрясений. Тем не менее необходимо уже сегодня создавать задел, чтобы по выходу из кризиса приступить к реализации стратегических планов. Главная задача сегодняшнего дня – не только выполнять все социальные обязательства, но и думать о дне завтрашнем, прорабатывая планы дальнейшего развития», - заключил губернатор.
   Как сообщил заместитель главы Псковской области Сергей Перников, разработчики стратегии сознательно отказались от двух возможных сценариев развития, предпочитая не рассматривать инерционный. Поэтому в качестве базового предложен сценарий, где Псковский регион рассматривается как точка роста в системе двух агломераций – Москвы и Питера. При этом миссия региона не только в усилении его роли в системе двух агломераций, но и в международной кооперации.
   По словам С. Перникова, ставка в развитии делается на модернизацию экономики. В стратегии выделены экономические сектора «первой группы развития», уже названные губернатором, и «второй группы развития»: электроника и производство машин и оборудования, строительный комплекс с развитием рынка стройматериалов, лесопереработка.
   Более конкретно рассказав о развитии секторов «первой группы развития», С. Перников сообщил, что в сфере АПК регион рассматривается как площадка для развития общероссийского центра по выращиванию племенного КРС. Кроме того, среди приоритетов - развитие овощеводства в закрытом грунте и перерабатывающей промышленности. Чтобы привлечь население в сектор АПК, планируется развитие агрогородков, где будет обеспечена не только занятость, но и привлекательные социальные условия. Первый пилотный проект уже реализуется в регионе.
   Развитие туристического кластера предполагается не только за счет агротуризма и обеспечения транспортной доступности, но и за счет включения Псковской области в хорошо известные туристические маршруты Санкт-Петербург – Новгород и Санкт-Петербург – Таллин.
   Поскольку реализация планов невозможна без участия бизнеса, главными условиями остаются повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие малого бизнеса. Поэтому, как отметил С. Перников, одной из важнейших задач для администрации региона является сопровождение инвестиционных проектов. Будет создан инвестиционный банк для компаний, связывающих свое развитие с регионом.
   Кроме того, на Псковщине принята программа поддержки малого бизнеса, идет активная работа по созданию бизнес-инкубаторов и информационных центров для МСБ. «Малый и средний бизнес может обеспечить успех выбранных стратегических направлений. Кроме того, роль малого бизнеса как стабилизатора ситуации на рынке труда трудно переоценить», - заключил С. Перников.
   Председатель правления Института современного развития, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс одобрил представленную концепцию стратегического развития, назвав ее одной из наиболее продуманных и проработанных. «В стратегии даны ответы на самые важные вопросы: какие кластеры имеют шанс на полную победу в конкурентной борьбе, какие направления экономического развития наиболее приоритетны, каким образом регион должен развивать приграничное сотрудничество, вписываясь в мировое распределение труда», - пояснил он.
   И. Юргенс считает, что с учетом геостратегического положения Псковской области, «транспортно-логистического кластера просто не может не быть» на территории региона.
   «Кризис дает шанс для развития новых экономических направлений. И этот шанс есть и у Псковской области, нужно его обязательно использовать», - отметил председатель правления Института современного развития.
   Не обошел он и широко обсуждаемую в обществе тему, связанную с ограничением присутствия торговых сетей. Напомним, что планируется введение нормы, согласно которой доля присутствия сети на рынке отдельного муниципального образования не должна превышать 25%. И. Юргенс, с учетом невысокого уровня концентрации сетевой торговли, выступил с предложением запустить в Псковской области пилотный проект развития сетевой торговли, чтобы на практике посмотреть, как будет работать новый закон.
   В целом у экспертов не было возражений по вопросу выбранных стратегических направлений. Но одним из главных условий реализуемости стратегии названа ее согласованность со стратегическими планами отраслевых министерств и ведомств. В основном высказывались предложения, как повысить эффективность реализации намеченных планов.
   Президент Национальной академии дизайна руководитель комиссии по вопросам регионального развития Общественной палаты России Вячеслав Глазычев посоветовал представителям региональной администрации сосредоточить больше внимание не только на вопросе «что развивать», но и «как развивать».
   В частности, задача развития туристического кластера, по его мнению, не может решаться без привлечения Ростуризма, без формирования единого подхода к формированию туристкого продукта межрегионального уровня.
   Он также подчеркнул, что развитие народных промыслов невозможно без формирования современной дизайнерской группы. В противном случае «мы получим сувенирные лавочки в трех гостиницах». По его словам, рынок сувениров нуждается в ноу-хау как любая другая отрасль.
   Эксперт активно поддержал и предложенную в стратегии идею развития агрогородков. Тем не менее он считает, что «битва за человеческий капитал будет проиграна, если у молодых специалистов не будет разнообразия выбора». «Удержать молодежь можно только обеспечив их жильем. Поэтому строительство жилья должно стать программой опережающего развития агрогородков», - рекомендовал эксперт.
   В целом представленная стратегия получила высокую оценку экспертов. В частности, заместитель полномочного представителя президента в СЗФО Евгений Лукьянов назвал стратегию «удачной попыткой маркетинга территории».
   ИА "Альянс Медиа"