06.06.2006  ОЭЗ: вред или польза для экономики региона?

   На недавнем семинаре "Инвестиционный путь развития российской экономики" президент компании "Боинг" по России и СНГ Сергей Кравченко сообщил, что "Боинг" подал заявку на присутствие в качестве резидента в ОЭЗ в Верхней Салде. Самое интересное, что никакой особой зоны там пока нет.
   Пока в Верхней Салде создается российско-американское СП, связанное с производством деталей из титана. Но поскольку местные перспективы необычайно широки и выходят далеко за границы авиастроения (только гражданский авиабизнес оценивается в ближайшем будущем в 18 миллиардов долларов), "Боинг", будучи участником СП, видимо, ничуть не сомневается, что, раз в России пошло такое дело, в Особую зону его как-нибудь примут, такими партнерами не бросаются.
   ОЭЗ в России действительно сколачиваются в ударном порядке. До конца нынешнего года, вероятно, появятся как минимум еще две промышленно- производственные зоны - в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Готовятся проекты ОЭЗ нового типа - портовые. Вчера президент подписал закон, который позволит создавать туристско-рекреационные зоны. Уже в июне они будут "выставлены" на конкурс. О своем желании участвовать в нем заявили четыре десятка российских регионов.
   В экспозициях прошедшего в мае первого Московского международного форума "Особые экономические зоны РФ. Инвестиционный фонд России" в глаза прежде всего бросился большой численный перевес регионов-претендентов над теми, кто уже имеет мандат на создание зон. Иначе говоря, много было званых, да мало избранных. Не забыт и печальный опыт 90-х годов, когда в стране создавались зоны, охватывавшие огромные территории и как пылесос конвертирующие и высасывающие финансовые и материальные ресурсы.
   Есть и другие причины, по которым сегодня нецелесообразно насаждать ОЭЗ в более широком масштабе. Во-первых, это ограниченность бюджетных средств. Во-вторых, существует опасность на начальном этапе скомпрометировать торопливыми действиями перспективный механизм, способный стать основным инструментом формирования в стране новой экономики.
   Понятно, что инвесторов в первую очередь интересует вопрос, насколько издержки резидентов технико-внедренческих и промышленно-производственных зон окажутся ниже, чем у аналогичных компаний, действующих в нашей стране вне ОЭЗ.
   Предварительные расчеты показывают, что в зонах эти издержки будут меньше процентов на 30. Причем наибольшая часть этой "экономии", примерно третья ее часть, будет достигаться за счет государственных инвестиций в инфраструктуру. Налоговые же льготы, которые по привычке считают главным стимулом для резидентов ОЭЗ, составляют 5 процентов.
   Для повышения привлекательности зон региональные власти выступили с инициативой освободить будущих резидентов от местных налогов не на пять лет, как предусматривается федеральным законом, а на десять.
   В шести регионах, выигравших первый конкурс, уже началось строительство объектов инфраструктуры за счет местных бюджетов. В РосОЭЗ рассчитывают, что до конца 2007 года инфраструктура зон на 40-50% будет построена. В целом затраты из федеральных и региональных бюджетов на обустройство ОЭЗ, включая туристско-рекреационные и портовые, за два года составят примерно 46 миллиардов рублей. Окупиться бюджетные средства должны за 5-7 лет в зависимости от наполняемости зон резидентами.
   По оценке Минэкономразвития, за двадцать лет функционирования двух промышленно-производственных зон - в Елабуге и Липецкой области - страна получит дополнительно 50 миллиардов рублей инвестиций и примерно 20 тысяч новых рабочих мест. За это же время технико-внедренческие зоны принесут консолидированному бюджету более 180 миллиардов рублей, а экономике страны - 52 тысячи дополнительных рабочих мест.
   Однако следовало бы уже сейчас осознать, что закладка и успешное развитие особых зон могут принести регионам не только выгоды, но и проблемы, прежде всего в виде структурных диспропорций. "Льготная" территория ОЭЗ, монополизируя частные инвестиции, существенную часть бюджетных средств, наиболее квалифицированные кадры, способна обречь тем самым соседние районы на стагнацию.
   Нет гарантии, что зона, обладая узаконенными конкурентными преимуществами, не приведет к свертыванию каких-то "внешних" предприятий, не нанесет удара по малому и среднему бизнесу.
   То, что эти проблемы не надуманны, подтвердил и министр экономического развития и торговли Герман Греф. На московском форуме он прямо заявил, что созданному при министерстве совету по промышленно-производственным зонам поручено следить за тем, чтобы льготники "не искажали конкурентную среду в экономике". Опасности таких искажений вполне реальны, особенно если в зонах будут производиться товары, аналоги которых уже выпускаются в стране. Поэтому приоритетом для ОЭЗ, считают эксперты, должен стать экспорт, но законодательно это никак и нигде не прописано.
   По общему мнению, наиболее подготовленной к созданию зоны промышленно-производственного типа оказалась Липецкая область. Здесь уже много лет как сложилась и успешно развивается первая в России модель конкурентоспособного территориального кластера, сети локально расположенных предприятий, выпускающих смежную продукцию и создающих друг для друга конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на международном рынках. Казалось бы, однозначно положительный опыт.
   Однако, представляя недавно в Минрегионе России стратегию экономического и социального развития Липецкой области до 2020 года, заместитель главы администрации области Татьяна Глуховкина назвала в качестве основных проблем своего региона моноструктурность (70 процентов общего объема промышленного производства дает Новолипецкий металлургический комбинат), "недостаточную пространственную организацию" и, как следствие, низкую конкурентоспособность ряда территорий области. При этом Глуховкина опасается, что создание ОЭЗ может усугубить территориальную асимметрию в социально-экономическом развитии.
   Доклад главного липецкого экономиста интересен, однако, не обозначением "подводных камней", а тем, какие пути предлагаются для их преодоления. Судя по представленной программе, областные власти намерены не ограничиваться "Казинкой" (так именуется местная ОЭЗ), не "складывать в одну корзину" все ресурсы, а создавать параллельно другие "точки роста". У этих "точек", призванных обеспечить в дальнейшем желаемую диверсификацию экономики области, уже появилось свое название - "особые экономические зоны регионального уровня", и это понятие сегодня официально закреплено в областном законодательстве.
   Программа социально-экономического развития региона предусматривает создание ряда таких зон с концентрацией местных финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов - по производству бытовой техники, сельскохозяйственному машиностроению, аграрно-перерабатывающей, животноводческой, туристско-рекреационной.
   К особым точкам роста областная программа относит и инновационные модули, малые венчурные предприятия, уже действующие на территории области и планируемые.
   Местная инициатива и многовариантность призваны помочь избежать монополизации производства, сохранить конкуренцию, создать островки развития не только в зонах, но и вокруг них, в том числе и в сельских образованиях. Важным инструментом диверсификации могут стать туристско-рекреационные ОЭЗ.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты"