24.04.2009 Потребительский спрос в Беларуси снижается В первом квартале 2009 года потребительский спрос в Беларуси снижался. Это видно по данным розничного товарооборота за январь-март текущего года. Снижение потребительского спроса в указанном периоде вызвано снижением доходов населения, констатирует заместитель председателя Национального статистического комитета Виктор Михно. «Снижение платежеспособности отрицательно сказалось на темпах розничного товарооборота», - сообщил представитель статистического ведомства. Данные Национального статистического комитета говорят о том, что розничный товарооборот в первом квартале имел отрицательную динамику. «Прирост розничного товарооборота в первом квартале 2009 года к аналогичному периоду 2008-го составил 105,9%. При этом по данным января 2009 года прирост к январю 2008-го розничного товарооборота составлял 112,3%. В январе-феврале 2009 года прирост был на уровне 108,1%. Таким образом, на лицо замедление темпов роста товарооборота», - резюмировал Виктор Михно. В то же время в соседних странах, по словам заместителя председателя Национального статистического комитета, динамика розничного товарооборота была еще хуже. Так, если в России в январе розничный товарооборот вырос на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го, то по итогам квартала показатель получился отрицательным. Падение розничного товарооборота также было характерно в первом квартале и для Казахстана. Рост розничного товарооборота в Беларуси в первом квартале 2009 года, по данным Национального статистического комитета, следует связывать с девальвацией белорусского рубля, которая привела к массовому спросу в январе на бытовую технику. «Сохранившийся рост розничного товарооборота частично обусловлен наблюдавшимся в январе ажиотажным спросом на бытовую технику. После изменения курса рубля в январе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008-го продажи телевизоров возросли на 28%, холодильников – в 2,5 раза, стиральных машин в 1,5 раза. Но затем этот спрос снизился и по итогам квартала мы видим: продажи телевизоров составили 83% от уровня первого квартала 2008 года, холодильников – 134%, стиральных машин – 103%», - сообщил Виктор Михно. Следует напомнить, что в 2008 году тенденция отличалась от той, которую мы имеем сегодня. В минувшем году денежные доходы населения неуклонно росли. По итогам года они возросли в реальном выражении на 12,7%. Как следствие, вырос и потребительский спрос. В минувшем году потребительские расходы белорусских семей выросли на 6,1% по сравнению с 2007 годом. Статистика же за первый квартал 2009 года показывает, что розничный товарооборот вырос в основном за счет ажиотажного спроса на бытовую технику в январе. Опираясь на статистические данные за первый квартал, мы можем увидеть, что розничный товарооборот в феврале и марте снижался. С учетом того, что в текущем году правительство планирует повысить зарплату бюджетникам лишь на 5% (несмотря на 20-процентную девальвацию рубля в январе), можно ожидать дальнейшее снижение потребительских расходов и, как следствие, снижения розничного товарооборота. По данным маркетинговых агентств, которые регулярно отслеживают поведение потребителей на белорусском рынке, девальвация привела к тому, что для покупателей стал очень важен ценовой фактор. Директор компании MASMI Татьяна Лисицкая сообщила, что после девальвации рубля стали меняться потребительские предпочтения людей. Маркетинговое исследование MASMI, проведенное в первом квартале 2009 года, показало, что потребители стали чаще обращаться к отечественным товарам, так как из-за девальвация стоимость импортной продукции существенно подорожала. «Можно отметить, что по ряду товарных групп стала наблюдаться тенденция, когда потребитель отказывается от товаров импортного производства в пользу отечественной продукции, которая часто является компромиссным вариантом по цене и качеству», - сообщила Татьяна Лисицкая. |