31.05.2006  «Татнефть» намерена поставлять в Казахстан сырье для автомобильных шин

   Первый и, видимо, единственный проект такого рода – поставка каучуков и корда для производства шин на «Интеркомшину».
   Летом этого года российская компания «Татнефть» планирует начать поставки сырья на шымкентский шинный завод «Интеркомшина». По не официальной информации, это решение принято в рамках «отраслевой поддержки» некогда крупного, а сейчас проблемного предприятия в Казахстане (имеются в виду межправительственные соглашения о сотрудничестве между Татарстаном и Казахстаном).
   Поставки в Казахстан будет курировать «Татнефть-Нефтехимснаб» (структура «Татнефть-Нефтехим», дочка «Татнефти»). В компании журналу «Эксперт» пояснили, что соглашения заключены предварительно. По словам начальника отдела поставок Лукмана Нуриева, договор о поставках пока не работает, кроме того, не уточнены детали поставок. «Мы ждем, пока совет директоров «Интеркомшины» окончательно одобрит решение о сотрудничестве», – пояснил г-н Нуриев. По его словам, сразу после совета директоров будут решены принципиальные вопросы – объемы и сроки поставок. Пока в «Татнефти» объемы поставок не прогнозируют.
   Сейчас известно, что «Татнефть» будет поставлять в Казахстан несколько видов сырья от собственных производителей, в том числе техуглерод «Нижнекамсктехуглерода», каучуки ефремовского и омского заводов синтетических каучуков. Также в Казахстан будут поставляться корды магнитогорского завода «Уралкорд». В «Татнефти» не поясняют, почему решение о выходе с сырьем на рынок Казахстана было принято именно сейчас. В нефтяной компании говорят, что избытка сырья у заводов, которые станут поставщиками Шымкентского шинного, сейчас нет.
   Начальник отдела маркетинга «Нижнекамсктехуглерода» Сергей Ординарцев рассказал, что у завода даже бывают перебои с сырьем. «Зимой поставки обычно налаживаются, а летом нам иногда задерживают поставки нефтехимического сырья, особенно это касается поставщиков, не входящих в структуру «Татнефти», – пояснил он.
   Это в свою очередь ведет к проблемам с выпуском техуглерода для шинной отрасли. Впрочем, на заводе готовы увеличить производство продукции, но при этом считают договор «Татнефти» и шымкентского шинного завода «политическим шагом». «Да, можно назвать этот договор «политическим», но для нашей компании это продажа сырья в СНГ», – сообщил анонимный собеседник в «Татнефти». О политической подоплеке этого договора говорит и тот факт, что «Татнефть» будет поставлять в Казахстан сырье, тогда как в стратегии компании объявлена продажа и экспорт уже готовой продукции, в том числе шин.
   Напомним, что собственный шинный комплекс «Татнефти», который остается одним из крупнейших в России, в модернизации и новых рынках сбыта пока не нуждается. Сейчас «Нижнекамскшина» – один из крупнейших производителей в отрасли, его доля на российском рынке составляет около 30%. Предприятие выпускает все виды шин, которые поставляются на 11 российских автозаводов (в том числе на «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «УАЗ»). 20% покрышек отправляется на экспорт. Новыми шинами КАМА-EURO планируется компоновать экспортные модели российских автомобилей и экспортировать их. В 2006 году завод намерен выпустить 12 млн шин, из них более 1 млн автопокрышек будут марки КАМА-EURO.
   Помимо «Нижнекамскшины» нефтяная компания владеет контрольными пакетами акций технологически связанных между собой предприятий. Поставки сырья осуществляются с «Нижнекамскнефтехима», «Нижнекамсктехуглерода», Ефремовского завода СК и других предприятий.
   В «Интеркомшине» о политических причинах договора с татарской компанией предпочитают не говорить. Главный конструктор завода Владимир Рубанов пояснил, что на предприятии также ждут окончательного решения об объемах и сроках поставок. «Мы намерены выпускать 11 видов шин для грузовых и большегрузных автомобилей, а также для сельскохозяйственной техники», – рассказал он.
   Казахстанский завод – единственное шинное производство в Центральной Азии, там выпускается 46 тыс. покрышек, в 2004 году 100% его акций приобрела компания Ордабасы с намерением создать в республике шинный кластер. Сейчас завод покупает в основном китайское и турецкое сырье, а его шины продаются на внутреннем рынке. Планируется начать выпуск автопокрышек из сырья «Татнефти» до конца 2006 года, а к 2008 году довести объем выпуска до 1 млн шин ежегодно. Рынком сбыта для новой продукции будет Казахстан, Узбекистан, страны Азии, Иран и другие. В планах завода также выход на российский рынок. Но на предприятии говорят, что конкурировать в России с российскими производителями в сегменте грузовых шин они не смогут. Возможно, казахстанскому заводу удастся прийти в Россию с шинами для большегрузной техники типа БелАЗ, поскольку покрышки для большегрузов в прежнее время были специализацией шымкентского завода.
   Однако российские производители шин пока настроены скептически по отношению к планам «Интеркомшины». В «АМТЕЛ Поволжье» (структура АМТЕЛ), к примеру, считают, что казахстанские шины в ближайшие 3–5 лет не будут конкурентоспособными.
   Российские заводы имеют возможность использовать высококачественное сырье европейского или собственного производства (как, например, «Нижнекамскшина»), тогда как шымкентскому заводу, который фактически не работал с 1995 по 2005 год, придется нарабатывать связи для стабильных поставок сырья. В АМТЕЛ также напоминают о сети розничных продаж шин, строительство которой занимает несколько лет.