20.02.2009  Беларусь: теневой экономике дадут «последний и решительный» бой

   Министерство по налогам и сборам (МНС) рассматривает теневой бизнес в качестве дополнительного источника доходов в бюджет и намерено еще более активно выводить на чистую воду налоговых «уклонистов». Плотнее взяться за них налоговиков вынуждает перспектива серьезного сокращения поступлений от ведущих белорусских предприятий, прежде исправно пополнявших казну.
   По оценкам МНС, 2009-й год будет один из самых сложных по налоговым сборам. «Основные наши плательщики испытывают сложности со сбытом продукции, падение спроса по объективным причинам наблюдается практически по всем товарным группам на зарубежном рынке», — сказал заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко на пресс-конференции 19 февраля. Правда, в январе ситуация выглядит еще вполне благополучно. В бюджет поступило 2,6 трлн. рублей, что на 9% больше аналогичного периода прошлого года. Ожидать такогоже прироста в дальнейшем сложно.
   Правда, о том, что налогов может быть собрано меньше, чем запланировано, в МНС и думать не хотят. «Будет непросто, но мы соберем», — заверил чиновник. Он отметил, что, по «самым осторожным оценкам», прирост ВВП не будет уже таким большим, как предыдущие годы. «Но прирост мы ожидаем», — сказал замминистра.
   В связи с сокращением доходов от экспортеров, основные поступления налоговики планируют получить от предприятий, продающих продукцию на внутренний рынок, а также от импортеров. Правда, в свете развернутой властями кампании по ограничению импорта, роста доходов от этой категории вряд ли стоит ожидать. С начала года импорт, к примеру, продуктов питания сократился на 7%.
   По словам замминистра, МНС уже выработало комплекс мер по сбору налогов в бюджет. И одна из мер — «давление на теневой рынок», который рассматривается налоговиками как «большой резерв» пополнения казны.
   Его доля в Беларуси, по оценкам МНС, составляет порядка 15% от ВВП. В денежном эквиваленте это порядка 15 трлн. рублей. По оценкам же международных экспертов, доля теневого рынка в нашей стране выше, как минимум, вдвое.
   За последние годы налоговики, по словам В.Каменко, столкнулись с 1200 схемами уклонения от уплаты налогов. Основные схемы выработаны в негосударственном секторе экономики.
   Как отметил замминистра, контрольные службы используют целый ряд эффективных методов и приемов, позволяющих точно определять людей, которые незаконно ведут предпринимательскую деятельность, а также тех, кто занимается операциями с товарами и денежными средствами. Одним из таких приемов он назвал контрольную закупку. На 1 рубль, выделенный из бюджета на проведение контрольных закупок, в доход государства изымается товаров на 297 рублей. Всего же из теневого оборота контролирующие органы изъяли в 2008 году товаров на сумму 32,2 млрд. рублей.
   Еще одним эффективным способом борьбы с теневым бизнесом Василий Каменко назвал маркировку контрольными знаками товаров, имеющих повышенный спрос у населения. Сейчас маркируется 18 товарных групп. От них государство получило 700 млрд. рублей дохода. Четверть от этой суммы скрывалась от налогообложения. Поэтому, учитывая «высокую эффективность» такого метода, с 1 мая 2009 года МНС планирует ввести маркировку на ноутбуки, принтеры, мониторы и овощные соки. «То есть на те товары, где преобладает импорт и которые чаще всего продаются без уплаты налогов», — уточнил Каменко.
   С учетом требований указа президента № 689, установившего мораторий на внеплановые проверки, налоговики перестроили систему по выбору объекта для проверок. «Теперь мы должны выйти только к тому, кто совершил нарушение, а не предполагать, что у него, может быть, есть какое-то нарушение», — сказал замминистра. Такой принцип проверок будет положен в основу законодательного акта о контрольной деятельности, который сейчас разрабатывается. «Тот, кто нарушение не допускает, его беспокоить ни в коем случае нельзя», — считает он.
   К слову, в прошлом году налоговики охватили своими проверками почти 80% организаций и предпринимателей страны, выявив нарушения у 80% проверяемых. Такой показатель нарушений эксперты давно называют запредельным, что лишь подтверждает сложности налоговой системы. Доходы бюджета от контрольных мероприятий составили 0,4% (в 2007 году — 0,65%).
   По словам замминистра, в 2008 году налоговики при проведении проверок нацеливались на секторы, где наиболее высок риск уклонения от налогов. Это строительные работы, товары третьих стран без таможенной очистки, экспорт леса, ввоз и реализация автозапчастей, ремонт автомобилей, торговля подакцизными товарами. «Шерстить» эти секторы налоговики планируют и дальше. И, по всей видимости, еще с большим усердием.
   Кроме того, особое внимание налоговики намерены уделять предприятиям, совершавшим «бестоварные операции» с фирмами-однодневками. Список из более тысячи таких организаций у налоговиков уже готов. Их будут проверять на предмет «эффективной убыточности». И 689-й указ, по словам Каменко, как раз позволяет сосредоточиться на проверках таких сомнительных фирм.
   Лучший способ борьбы с теневым бизнесом — сокращение налоговой нагрузки, упрощение уплаты налогов, дебюрократизация и отказ от государственного регулирования, считает руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. «Сегодня в Беларуси пока нет условий, когда оставаться в тени для бизнеса будет лишено экономического смысла, — сказал он «Белорусским новостям». — Поэтому из всех вариантов многие считают оптимальным по-прежнему оставаться в тени, рискуя штрафными санкциями. Но зачастую этот риск лучший вариант, чем платить все».
   При сохранении нынешнего порядка регулирования бизнеса и системы уплаты налогов, возможности получить дополнительные доходы с теневого сектора практически равны нулю, считает Ярослав Романчук. Поэтому и попытки налоговиков вывести из тени бизнес пока не приводят к большому успеху.