17.02.2009  Узбекистан пока не завоевал доверия у иностранных инвесторов

   Жесткое административное регулирование в финансовой сфере, отсутствие либерального инвестиционного климата служат препятствием для покупки узбекских активов.
   В конце января Государственный комитет по управлению государственным имуществом (Госкомимущество) объявил очередные тендеры по продаже активов двух гостиничных комплексов в Ташкенте, столице Узбекистана.
   Инвесторам предложены пакеты акций отелей Grand Mir и Dedeman Silk Road Tashkent, стартовая стоимость которых составляет 7,8 и 11,3 млн. долларов США.
   Продажа активов осуществляется в рамках Программы приватизации до 2010 года, а также Инвестиционной программы на 2009 год, утвержденных президентом Исламом Каримовым с целью «привлечения иностранных инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение отраслей промышленности, использования новейших технологий, создания новых рабочих мест».
   Власти хотели бы получить доступ к зарубежным финансовым ресурсам, чтобы значительно улучшить слабую экономику страны, поскольку за годы инвестиционной изоляции все сферы производства и услуг пришли в упадок.
   По независимым оценкам, больше половины всех действующих производств нуждаются в реконструкции и капитальных вложениях, что достижимо лишь с помощью больших финансовых вливаний.
   После введения санкций за кровавые андижанские события мая 2005 года, когда правительственные войска расстреляли мирную демонстрацию на северо-востоке страны, в результате чего сотни людей были убиты и ранены, многие западные инвесторы свернули свой бизнес в Узбекистане. В то время когда Запад требовал справедливого расследования, правительство усилило давление на иностранные компании, вытеснило их из Узбекистана, а финансы некоторых фирм даже национализировало.
   Например, так произошло с американской компанией Newmont (СП «Зарафшан-Ньюмонт»), занимающейся добычей золота, бизнес которой перешел в руки контролируемого государством Навоийского горнометаллургического комбината.
   В настоящее время основу узбекской экономики, изолированной от внешнего мира, составляет продажа энергоносителей, хлопка и золота.
   По официальным данным, в 2008 году власти планировали расширить приватизацию объектов и привлечь полтора миллиарда долларов США иностранных инвестиций, однако независимые экономические оценки свидетельствуют о том, что задуманного достичь не удалось.
   Эксперты указывают, что тендер на продажу одного и того же объекта объявлялся по нескольку раз.
   Аналитики полагают, что инвесторы опасаются покупать узбекские активы из-за отсутствия либеральных условий и существующего жесткого контроля над поступлением всех финансовых потоков в узбекские банки. Несмотря на законодательно закрепленные гарантии и права в отношении иностранных инвесторов, которые позволяют им свободное движение средств и капитала, узбекские власти в любой момент могут применить к инвесторам административные меры, отмечают комментаторы. Например, заморозить банковские счета или приостановить конвертацию валюты для иностранных инвесторов.
   «Центробанк лично решает, кому из инвесторов конвертацию разрешить, а кому – нет, - отмечает один из экономических аналитиков. - Никаких других процедур конвертации в Узбекистане не предусмотрено».
   Центральный банк также осуществляет жесткий контроль за движением средств, состоянием текущих счетов в филиалах иностранных банков, для которых распоряжения главного узбекского банка являются обязательными для исполнения.
   «К примеру, монополист на узбекском табачном рынке компания British American Tobacco держал свои счета в филиале голландского «АБН АМРО банка», но и это не избавляло инвестора от проблем с конвертацией», - рассказывает аналитик.
   Эксперт, базирующийся в Ташкенте, полагает, что из-за существующих ограничений, инвесторы несут значительные убытки, что приведет к разочарованию и нежеланию делать бизнес в Узбекистане.
   «Иностранные инвесторы потеряли интерес к Узбекистану как к стране, куда можно вкладывать деньги», - заключает эксперт.