10.02.2009 Отсутствие МБ в торговле привело к дороговизне продуктов Цены на продовольствие в России до конца года вырастут до 50%, и не только на импорт, заявляют представители торговых сетей. Они винят девальвацию рубля и рост цен производителей. Те кивают на то, что сети просто не хотят сокращать свою маржу. Независимые же эксперты считают, что потребитель вынужден расплачиваться за монополию крупных производителей и торговцев, которую государство позволило выстроить на рынке. Российским гражданам следует приготовиться к резкому подорожанию продуктов питания, предупредили участники международного саммита лидеров продовольственного рынка, прошедшего на прошлой неделе в России. По расчетам председателя координационного совета Союза независимых сетей России (НСР) Олега Пономарева, только в первом квартале цены на продукты питания могут вырасти на 6–7%, а по итогам года подорожание может превысить 20%. Некоторые участники рынка называют и цифру 45%. Ритейлеры называют несколько причин такого роста цен. Первая – девальвация рубля, которая приводит к подорожанию импорта. Играют роль также наличие большого числа посредников между производителями и торговлей, а также меры, которые власти ряда субъектов принимают по ограничению поступления на рынок продукции из других регионов. Но главным фактором, с точки зрения сетей, является рост цен производителей. Сами же сети, утверждают их представители, работают на грани рентабельности. По словам генерального директора компании «Лента» Алексея Боброва, средняя наценка в крупных сетях составляет от 18 до 20%. Чистая прибыль – около 3%. Однако в целом рентабельность российских сетей выше, чем у зарубежных коллег. В 2007 году у Седьмого Континента, группы X5, ОАО Магнит EBIT margin прибыль составляла 8,9%, 6,5% и 4,5% соответственно. Крупнейшие американские продовольственные ритейлеры довольствовались гораздо меньшей рентабельностью. У крупнейшей сети супермаркетов США компании Kroger этот показатель в позапрошлом году был на уровне 3,3%, у второй по объему доходов корпорации SUPERVALU Retail он был лишь чуть выше и составлял 3,7%. То есть операционная рентабельность отечественных сетей была в полтора – два раза выше, чем у американских ритейлеров. Производители опровергают утверждения о том, что это они повинны в росте цен в магазинах. Напротив, они обвиняют торговцев. «Сети сейчас ведут себя как настоящие агрессоры. Договорная кампания на 2009 год зашла в тупик. Сети в ультимативном режиме требуют на десятки процентов от условий 2008 года увеличить бонусы и кредиты; за каждый чих – штрафы 100% от заказа», – рассказал представитель одного из крупных мясоперерабатывающих комбинатов. «Сети, в частности бренды, принадлежащие «Группе Х5», «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», представили поставщикам продукции новые договоры на 2009 год, в которых существующие условия пересмотрены в сторону, значительно ухудшающую положение поставщиков», – привел он пример. В нынешних условиях сети должны не просто сокращать маржу за продажу или вхождение товара на рынок, а полностью пересматривать структуру отношений с производителями, считают эксперты. «Иначе при тех наценках, которые существуют, предприниматели просто не понесут товар в сеть», – полагает председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков. Фактически потребитель расплачивается за политику, которую проводило правительство в секторе торговли. Спор идет между крупными производителями и крупными продавцами, которые меряются силами в отсутствие конкуренции со стороны малого и среднего бизнеса. «Развивая розницу, у нас душили малый бизнес. Крупным сетям было выгоднее покупать у импортеров, потому что отечественный производитель был в основе своей мелкий или средний»,– отмечает депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. «Сейчас в России не сформирована цепочка «малый производитель – малый продавец». Всё собой заместили сети. На данный момент всем понятно, что в сетях масса изъянов. Сети, отправляясь в регионы из центра, тащили за собой поставщиков, убивая местные системы поставки продукции. Они разоряли систему поставки», – подтверждает Хандриков. «Это поставило покупателя и отечественного производителя в автоматическую зависимость от монопольной роли сетей и, в свою очередь, от импортной продукции. Рост цен, который мы увидели и увидим в магазинах вследствие удешевления рубля, станет прямым следствием этой политики», – говорит Дмитриева. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты.ру" |