07.02.2009 Импорт подорожает к марту Удешевление рубля, происходящее уже несколько месяцев, приведет к росту цен на импортную продукцию на 20–50% в ближайшее время, полагают эксперты. До недавнего времени распродавались товары, закупленные ранее, да и ритейлеры пытались сдерживать рост цен в условиях падения спроса. Но эти резервы исчерпаны. Вслед за импортом вверх потянутся цены и российских производителей. «Товары на продукты импортного производства должны дорожать обратно пропорционально снижению рубля по отношению к валюте страны производителя, с небольшим лагом – это время, которое необходимо для реализации ранее закупленной партии товаров», – говорит директор по работе с институциональными инвесторами UFG Алексей Илюхин. «В некоторых отраслях есть достаточно крупные товарные запасы», – соглашается Валерий Миронов из Центра развития. «Предложение по увеличению закупочных цен от поставщиков мы стали получать в ноябре – декабре, примерно на 20% – они тем самым попытались «отбить» свои потери от курсовой разницы. В январе предложение от поставщиков содержало запрос на еще 10–20-процентное увеличение цен, то есть они начали закладывать валютные риски в цену», – рассказывает заместитель коммерческого директора направления food компании «Лента» Лукашкин. К тому же девальвация привела к срыву поставок многих импортных товаров. «В связи с резкими валютными колебаниями многие импортеры начали испытывать недостаток ликвидности. Так как банки отказались выдавать кредиты, компании были вынуждены оплачивать товар из личных средств, но не все могли это сделать, что привело к срыву поставок», – говорит директор по продажам логистической компании «Альбатрос Карго» Юрий Попов. Рост рисков поставщики перекладывают на покупателя, что вместе с сокращением конкуренции еще больше подталкивает цены вверх. «Дистрибутор на себя теперь берет большие риски, поскольку покупает лекарства в долларах, а продает в аптеки в рублях (здесь снова возникает валютный риск), также дистрибутор кредитуется под большие проценты. Все это приводит к подорожанию товаров», – объясняет исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. Большинство поставщиков и представителей сетей отказались отвечать на вопрос, когда и на сколько вырастут цены на те или иные товары, под тем предлогом, что информация может стать известна их конкурентам. Но в целом тренд уже определен, признают они: повышение цен на 20–50% на импорт произойдет в ближайшее время. «Основной скачок цен на ввозимые товары будет в марте», – прогнозирует директор «Ашан-Коммунарка» Эммин Рустамов. Он затронет порядка 70% наименований товаров зарубежного производства, подсчитал Илюхин. Один из основных ударов по кошельку россиян нанесут продукты питания. «Ценовой уровень задаётся импортёрами. Начиная с 2009 года многие из них привязали стоимость мяса к курсу валют», – говорит представитель «Мясного союза» Николай Бирулин. Так, куриное мясо, доля импорта которого составляет 30–35% от общего потребления, только с начала января подорожало более чем на 5%. Особенно большим был рост цен на птицу из США, подсчитала аналитик ИКАР Ирина Антушева. «Общий рост цен на мясо может составить в феврале – марте до 10%», – полагает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Такое же положение и на рынке вина. «В 2008 году только около 30% рынка обеспечивалось отечественными производителями. Остальная продукция либо завозится в готовом виде (тоже порядка 30%), либо производится из зарубежных виноматериалов (основные поставщики – Испания и Аргентина), поэтому стоит приготовиться к ее удорожанию», – рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Свежие овощи и фрукты непременно подорожают, так как запасы отечественной продукции у производителей зачастую заканчиваются уже в феврале и на российском рынке превалирует импортная продукция», – ожидает Лукашкин. На молочную продукцию эксперты также ожидают роста цен в феврале – марте. «В январе сильного подорожания не происходило, поскольку распродавались старые запасы. Основной рост придется на ближайшее время за счет повышения цен на сухое молоко, которое импортируется из Украины, Прибалтики и других сопредельных стран. Но поскольку в этих странах также сильно ослабли валюты, цены на молоко вырастут лишь на 3–5%», – утверждает Тюрина. Резко подорожают лекарства. Доля импорта здесь составляет от 70% до 75%. «Подорожание уже происходит. Картина пестрая по регионам. Например, представители Северо-Западного федерального округа заявляют, что у них цена за три месяца выросла всего на 1,8%, тогда как некоторые эксперты говорят, что в целом по России цены выросли на 20%», – отмечает Неволина. «В течение последних месяцев дистрибуторы повышают цены на некоторые группы товаров, это в основном лекарственные средства импортного производства. Цены растут где-то на 4–5 % в месяц», – сообщает директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью «Аптечная сеть 36,6» Ирина Лаврова. Подорожание доллара и евро сильно скажется и на ценах на бытовую технику и электронику. В «Эльдорадо» ожидают повышения цен на свои товары от 10 до 20% уже в феврале 2009 года. О том же говорят продавцы мобильных телефонов. «В ближайшее время цены на аппараты вырастут на 10–15%», – рассказала PR-директор ГК «Связной» Елена Ноготкова. В итоге рынок может начать постепенно возвращаться в 90-е годы. Вице-президент по стратегии компании «Техносила» полагает, что сложившаяся ситуация на потребительском рынке может привести к активизации продаж на «полулегальных» базарчиках, где продавцы не будут столь принципиально, как крупные федеральные сети, подходить к вопросу «происхождения» товара. Впрочем, ослабление национальной валюты дает шанс отечественным производителям. Но для того, чтобы они его использовали, нужны дополнительные условия, в первую очередь возможность получить рублевые кредиты. Здесь без помощи государства не обойтись, уверен генеральный директор ЗАО «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. «Кроме того, необходимо развитие опять-таки за счет государственных средств инфраструктуры (дорог, транспорта) и базовых производств (сырье). Помимо этого, у российских производителей слабо развита конкуренция, поэтому непременным условием выделения кредита должно быть сокращение издержек производства на предприятии, совершенствование технологий, улучшение качества», – перечисляет эксперт. Пока же российские предприятия используют подорожание продукции зарубежных конкурентов по-другому – повышая цены. Впрочем, часто это имеет оправдание: многие наши производители работают на импортном сырье, провоцирует рост цен и общая инфляция. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты.ру" |