28.05.2006 Защита интеллектуальной собственности: законы улучшаются, контрафакт растет Большинство крупнейших правообладателей в России отмечают улучшение российского законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности за последние пять лет. Таковы итоги исследования мнений иностранных и российских правообладателей относительно деятельности Правительства РФ по охране и защите авторских прав, товарных знаков и патентов, проведенного в первом квартале 2006 года Коалицией в защиту прав интеллектуальной собственности (CIPR). По данным исследования, 60% крупнейших правообладателей в России отмечают улучшение российского законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности за последние пять лет, в то время как около 30% считают, что ситуация не изменилась. 13% респондентов полагают, что уровень защиты интеллектуальной собственности ухудшился. По мнению 37% опрошенных, уровень производства и распространения контрафактной продукции уменьшился, однако около половины респондентов считают, что ситуация с контрафактной продукцией ухудшилась за последние пять лет, а 20% не отметили изменений в этом направлении. 42% правообладателей ответили, что не знают о подделывании товаров их компаний либо отказались отвечать на этот вопрос. Из ответивших только 8% респондентов считают, что их продукты не подделываются, а 25% полагают, что доля контрафакта в общем объеме продукции их компании составляет 10 или более процентов. Большинство участников опроса считают, что доля подделки в общем объеме их продукции составляет менее 5%. По мнению 47% респондентов, самым крупным производителем подделок их товаров, продающихся в России, является Россия, в то время как 41% назвали Китай. На вопрос о том, помогут ли новые законодательные инициативы (проект Части IV Гражданского кодекса РФ, разработанный рабочей группой при Администрации Президента РФ), усилить защиту интеллектуальной собственности в РФ, 70% участников опроса, знакомых с содержанием проекта, негативно оценили предложенные изменения, в то время как каждый четвертый респондент дал им положительную оценку. Две трети считают, что предложенное законодательство снизит эффективность защиты прав на интеллектуальную собственность в России и 50 процентов полагают, что оно негативно отразится на деятельности их компании. Большинство опрошенных (68%) cчитают, что гораздо важнее строго следить за соблюдением существующего законодательства, чем вносить в него изменения. Как показал опрос, наиболее серьезными проблемами для правообладателей являются правоприменение (66%), контрафакт (57%) и недобросовестная регистрация товарных знаков компаний (53%). Большинство респондентов тратят значительные суммы на защиту прав интеллектуальной собственности. 40% компаний сообщили, что ненадлежащее исполнение соответствующего законодательства в России стоит их компании 1 и более млн. долларов ежегодно. Каждая десятая компания заявила, что ее издержки достигают 25 млн. долларов в год. «И все же эти цифры не полностью отражают уровень проблемы. Следует добавить ущерб, который несет российское государство в виде недополученных налогов и таможенных пошлин, не говоря уже о риске для здоровья потребителей, которые покупают поддельные лекарства, продукты питания или запчасти для автомобилей, - подчеркивает Ольга Баранникова, представитель CIPR в России. – Контрафакт – это многомиллиардная проблема для России, решением которой необходимо заняться». Более 75% компаний призывают государство внести в законодательство положения об обязательном уничтожении контрафактной продукции и оборудования, используемого для ее производства. Самой важным для правообладателей является снижение уровня коррупции в правоохранительных органах (85%). Среди других приоритетов – совместные акции правоохранительных органов и самих компаний, образовательные программы для потребителей и СМИ по вопросам защиты интеллектуальной собственности и тренинги для судей. Коалиция в защиту прав интеллектуальной собственности – это государственно-частное партнерство, чьей целью является содействие защите интеллектуальной собственности в России, странах Балтии и СНГ. Члены Коалиции – всемирно известные компании-правообладатели в сфере производства продуктов питания, напитков, фармацевтической продукции, компьютерной техники, табачных изделий. ИА "Альянс Медиа" |