08.01.2009  Самые важные события года в связи с финкризисом

   РИА «Новости» представляет десять самых важных, по мнению корреспондентов агентства, событий 2008 года, связанных с мировым экономическим кризисом.
   1. Кризис: от Fannie к мировому дисбалансу Мировой кризис начался задолго до того, как его ощутили россияне, а именно - в конце июля 2007 года. Началось все с того, что американские инвестбанкиры, привыкшие к долгим годам роста, вместе с хорошими ипотечными кредитами бодро упаковывали ипотеку subprime, то есть перепродавали кредиты, выданные ненадежным заемщикам - безработным и другим.
   Позже выяснилось, что инвестбанкиры слишком увлеклись деривативами - производными финансовыми инструментами. В итоге в погоне за сверхприбылью риски отошли на второй план и банки сильно оторвались от реального сектора и реальных активов. Вкупе с падением цен на нефть это и привело к обвалу рынков, а затем и целых отраслей, как, например, американского автопрома - гордости и славы нации.
   США "утянули" за собой большинство других крупнейших экономик мира.
   2. Фондовый обвал, проблемы банков Российский рынок, как "тихая гавань", довольно долго противостоял влиянию мирового кризиса. Однако мировые проблемы наложились на три внутренних фактора: война на Кавказе, предложение властей послать "доктора" в "Мечел", последовавшие за этим отток капитала и падение цен на нефть.
   Инвесторы оказались напуганы угрозой чиновников вмешаться в дела одной из крупнейших частных компаний, а также демонстрацией силы на Кавказе. Они начали выводить капитал из страны, а с неожиданным углублением кризиса обратились в бегство. За год из страны уйдет, по оценке Банка России, порядка 100 миллиардов долларов. Отчасти бегство обусловлено тем, что надо спасать всеми способами бизнес в своих странах, но и страх за остававшийся в России капитал, возможно, сыграл не последнюю роль.
   В итоге процесс привел к негативным явлениям на фондовом рынке: российские биржи перестали справляться с волной распродаж, индексы панически устремились к минимумам четырех- и пятилетней давности, остановки торгов уже не могли остудить распродажи.
   Одним из первых последствия кризиса ощутил банковский сектор: поскольку, в лучших традициях всех кризисов, утрачивается доверие, то вкладчикам банков было проще уйти в "кэш" и "отсидеться" именно в нем.
   Кризис показал слабость российской банковской системы, которая по-прежнему не способна полностью просчитывать все риски. Эксперты сходятся во мнении, что ее структура может претерпеть серьезные изменения, но государство еще много лет будет играть роль главного игрока и главного арбитра одновременно.
   3. Распечатывание стабфонда, заливка кризиса ликвидностью Власти РФ "распечатали" копившиеся два года на высоких ценах на нефть национальные фонды, направив из них 50 миллиардов долларов в Банк развития (ВЭБ) на рефинансирование внешних долгов российских компаний и банков. Еще порядка 300 миллиардов рублей пойдут на госгарантии по кредитам для реального сектора экономики. Кроме того, ВЭБ получил полномочия на покупку на фондовом рынке акций "голубых фишек". Минфин планирует также увеличить на несколько десятков миллиардов рублей финподдержку регионов для исполнения всех социальных обязательств.
   Избранный способ накачки отраслей ликвидностью - через банки - был сам по себе удачен. Но несовершенство банковской системы и невозможность контроля за расходованием этих средств с момента их выдачи привели к тому, что государство де-факто проспонсировало дополнительный отток капитала, а также спровоцировало давление на рубль.
   Помимо этого, Правительство РФ в связи с мировым кризисом приняло решение о серьезных налоговых послаблениях для бизнеса - в частности, снижении до 20% с нынешних 24% ставки по налогу на прибыль. С 1 января 2009 года будет повышена амортизационная премия до 30% с нынешних 10%, а регионы получили право снизить до 5% ставку налога на прибыль для малого бизнеса. Объем экономии средств бизнеса от этих мер оценивается свыше 600 миллиардов рублей. Правительство также изменило порядок мониторинга и установления экспортной пошлины на нефть из-за высокой волатильности цен на нее на мировых рынках.
   4. Взлет до $150 и обвал цен на нефть ниже $40 за баррель Прошедший год стал знаковым для нефтяной отрасли - сначала произошел рекордный взлет цены нефти, а затем последовало столь же стремительное падение. Рост цен на нефть продолжался пять лет, в июле этого года цена на нефть достигла "потолка" и составила 147,27 доллара за баррель. Эксперты ожидали дальнейшего роста, а глава "Газпрома" Алексей Миллер даже прогнозировал цену в 250 долларов за баррель, правда, без уточнения временного периода.
   Но сразу после рекорда началось обвальное падение, и в результате к концу года цены упали более чем в четыре раза по сравнению с достигнутым рекордом. В декабре цена нефти упала ниже 39 долларов за баррель впервые с июля 2004 года. 22 декабря цена нефтяной корзины ОПЕК снизилась до 34,49 доллара за баррель, что также является самым низким ее значением за последние четыре года.
   Теперь нефтяники более чем осторожны в своих прогнозах цены нефти, так как ее росту не поспособствовало даже принятое решение ОПЕК снизить добычу на 2,2 миллиона баррелей в день. Россия также заявила о намерении сократить поставки нефти в следующем году на 16 миллионов тонн, или 320 тысяч баррелей в день. Однако даже президент ОПЕК Шакиб Хелиль пока ожидает всего лишь стабилизации цены нефти на уровне 45-40 долларов за баррель.
   5. Рост социальной напряженности и готовность государства ее снижать Год, начавшийся ростом цен на продукты питания в ряде регионов РФ, в октябре-декабре ознаменовался новым витком социальной напряженности: последствия мирового кризиса обернулись проблемами в реальном секторе экономики, незамедлительно отразившись и на простых гражданах.
   Рост задолженности по зарплате, по данным Росстата, в октябре составил 33%, а в ноябре долг вырос вдвое - до 7,8 миллиарда рублей, или 2% от фонда оплаты труда в стране.
   Кроме того, в России наметилась тенденция к росту безработицы: на 16 декабря официально в органах занятости были зарегистрированы 1 миллион 395 безработных. Число официально зарегистрированных безработных в ноябре к октябрю также выросло - на 4,8%. В целом же на конец ноября, по оценке Росстата, 5 миллионов человек, или 6,6% экономически активного населения страны, по методологии Международной организации труда, классифицировались как безработные. Основной вклад в рост безработицы вносят машиностроение, металлургия, химическая промышленность, грузоперевозки и строительство. Эксперты ожидают роста числа безработных в России, поскольку ситуация остается сложной. По прогнозу Минэкономразвития, число неработающих за год может увеличиться еще на 1 миллион человек.
   Рассчитывая на пессимистический сценарий развития событий на рынке труда, государство уже приняло ряд решений для "подстраховки". С начала 2009 года максимальное пособие по безработице вырастет до 4,9 тысячи рублей вместо предусмотренных ранее 3,4 тысячи рублей. Минимальный размер пособия по безработице с 2009 года составит 850 рублей. По заверению правительства, от 10 до 50 миллиардов рублей получат службы занятости в РФ. Эти средства пойдут на программы активной занятости, которые включают в себя содействие в трудоустройстве и переподготовку.
   6. Крах стабилизационного "плана Полсона" в США Пакет мер властей США по спасению американских рынков от последствий в них же зародившегося мирового кризиса, получивший известность как "план Полсона" (по имени главы Минфина Генри Полсона), не смог стать панацеей от всех экономических проблем, с которыми столкнулась крупнейшая экономика мира.
   Одной из основных причин того, что принятый к исполнению в начале октября 700-миллиардный стабпакет, на который возлагали надежды американские экономисты, оказался малоэффективным, стало его постоянное перекраивание. Так, вскоре после начала реализации "плана Полсона" Минфин США объявил, что администрация решила оказаться от первоначальных намерений по выкупу проблемных активов и сосредоточится на вливании финансовых средств в банки с целью повышения доступности ликвидности и стимулирования кредитования.
   Выкуп проблемных активов потребовал бы от государства огромных затрат, а ухудшившиеся финансово-экономические условия сделали очевидным тот факт, что изначально заложенных на эти цели 350 миллиардов долларов было бы недостаточно.
   Сам Полсон в ноябре заявил, что "если мы чему и научились за этот год, так это тому, что финансовый кризис непредсказуем и ему трудно противостоять".
   Принятый с подачи Полсона антикризисный пакет для выкупа обесцененных, или "токсичных", как говорят в США, банковских активов так и не получил поддержки большинства американцев.
   7. Валютная нестабильность в России и мире Россияне, стремясь в условиях кризиса обезопасить себя от последствий плавной девальвации рубля, медленно "пожирающей" их сбережения в банках, стали "уходить" в валюту. Владельцы счетов private banking, например, сделали это еще в сентябре, остальные - в октябре и ноябре. К декабрю уже почти 45% вкладов в крупнейших банках РФ было в валюте.
   Возможно, те, кто держит деньги дома или в ячейке банка, также "сидят" в валюте. В последние месяцы года долларизация российской экономики шла полным ходом. Неспокойно было и на рынке Forex, пара евро/доллар совершала в конце года дикие скачки: от 1,28 до 1,45 за неделю.
   В это время Банк России планомерно ослабляет рубль, поскольку страна должна как-то собрать налоги в условиях сокращающегося экспорта. Основной товар российского экспорта - нефть - упал в цене от пика уходящего года в несколько раз.
   8. Мировые финиституты оказались не готовы к кризису Обрушение финансовой пирамиды в США обнажило не только проблемы национальных регуляторов, но и несовершенство и неповоротливость мировых финансовых организаций, прежде всего МВФ. Оказалось, что фонд не располагает достаточными ресурсами и оперативными средствами для оказания помощи странам, наиболее пострадавшим от глобального кризиса. Фонд слишком долго принимал решения о выделении антикризисных кредитов, например, Исландии и Украине - за это время их финансовые системы успели оказаться на грани краха.
   Россия еще до кризиса заявляла о необходимости пересмотра мировой финансовой архитектуры и включения в нее новых игроков. Результатом стал созыв финансовой "двадцатки" в Перу и антикризисной G20 в Вашингтоне, куда, помимо России и "семерки", вошли быстрорастущие Бразилия, Аргентина, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Турция, ЮАР, Саудовская Аравия.
   Россия планирует также стать членом Форума финансовой стабильности, на который G20 возлагает большие полномочия по разработке мер противодействия финансовому кризису и предотвращения таких явлений в будущем. К весеннему сбору "двадцатки" в ЮАР должны быть готовы новые предложения по совершенствованию финансовых рынков, банковского надзора, рейтинговых агентств с тем, чтобы финансовые "пузыри" и рискованные инструменты типа ипотечного кредитования не "надувались" и не подрывали мировую экономику.
   9. Огосударствление мировой экономики Власти США и ряда стран Европы перед лицом кризиса и массовых банкротств были вынуждены прибегнуть к национализации банков и целых отраслей реального сектора экономики. Так, британские власти национализировали пострадавший от кризиса банк Northern Rock. Власти Исландии стали собственниками сразу трех банков: Glitnir, Landsbanki Islands и Kaupthing Bank.
   "Флагман" свободного рынка - администрация США - после банкротства старейшего банка Lehman Brothers, основанного в 1850 году, также пошла на частичную национализацию банковской системы, выкупив пакеты акций крупнейших банков, в том числе Goldman Sachs, Morgan Stanley, J.P. Morgan, Bank of America, BoNY и Citigroup.
   Американские автогиганты General Motors и Chrysler получили от правительства США многомиллиардные кредиты в обмен на доступ к акциям, финансовым документам и ограничения по выплате дивидендов.
   Странам с большой долей государства в экономике и накопленными резервами, в первую очередь Китаю, оказалось проще контролировать ситуацию и "держать удар" кризиса.
   В России государство не успело полностью выйти из важнейших секторов экономики, таких как добыча нефти и газа, транспорт и связь. Системообразующие госбанки - Сбербанк, ВЭБ, ВТБ, Россельхозбанк - были избраны средством доставки государственной помощи реальному сектору. Помимо этого российские власти заявили о готовности на время войти в капитал частных компаний для повышения их капитализации и снятия кризисных симптомов. У многих экспертов это вызывает опасение, что в России произойдет огосударствление остававшихся до последнего момента частных секторов, в первую очередь металлургии.
   10. 2009 год: ожидания...
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"