10.12.2008 Беларусь: послаблений в сфере лицензирования для бизнеса не будет? На фоне разговоров о либерализации экономики проект декрета о лицензировании, подготовленный в правительстве, бизнес-сообщество, мягко говоря, удивил. Ознакомившись с текстом документа, эксперты предпринимательских союзов пришли к выводу: вместо упрощения бизнес может получить лишнюю головную боль. Проект декрета президента «О лицензировании отдельных видов деятельности» планируется принять уже до конца года. Готовился он в явной спешке, всего за несколько дней. А потому о качестве говорить не приходится, считают эксперты. Так, в проект попросту включили все действующие нормативные акты, принятые ранее различными профильными министерствами и ведомствами. При этом о сокращении лицензируемых видов деятельности, на чем давно настаивает бизнес (в частности, исключить из перечня розничную торговлю), речи не идет вообще. По мнению председателя союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктора Маргелова, проект декрета абсолютно не учитывает высказанные ранее предложения бизнес-союзов по либерализации законодательства в сфере лицензирования и нарушает конституционные права собственности. Его принятие может привести к уменьшению малых и средних предприятий в сфере торговли. Проект декрета ужесточает условия работы по ряду направлений. В частности, планируется разрешить оптовую торговлю нефтепродуктами только государственным предприятиям, что, по мнению представителей бизнеса, нарушает принцип равенства всех форм собственности. А продажа мелкими оптовыми партиями будет запрещена. В результате купить топливо, к примеру, для отопления коттеджей бензовозом прямо со склада будет невозможно, ведь на АЗС продают только в бак автомобиля или в канистры. Дискриминационными являются и требования к уставному фонду. При оптовой торговле он должен составлять не менее 100 тыс. евро, при розничной — не менее 500 тыс. евро. Стаж работы в сфере оптовой или розничной торговли должен быть не менее 5 лет, а у руководителя фирмы не менее 3 лет, причем в сфере производства или оборота нефтепродуктов. Откуда взяться этому стажу? Проект декрета предлагает лишать лицензии организации за грубые нарушения лицензионных требований в сфере розничной торговли. По сути, поводом для этого может стать даже отклеившаяся на бутылке водки акцизная марка. Причем контролирующие органы до двух считать не будут. Первое же грубое нарушение может оказаться последним. Дополнительное лицензионное требование планируется ввести для сферы общепита. От поваров, кондитеров, официантов, барменов и буфетчиков будут требовать диплом об окончании учебного заведения по специальности и наличие у них квалификационного разряда. В противном случае это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, что чревато лишением лицензии. При этом к продавцам розничной торговли, выполняющим схожую работу, такое требование не относится. «Общепит существует не только в столице, но и в малых городах, в сельских населенных пунктах. Найти людей с подтверждением профессиональной подготовки там может оказаться невозможным, что приведет к закрытию этих объектов», — считает Виктор Маргелов. Следует отметить, что представители бизнес-сообщества давно критикуют нынешний «лицензионный» декрет, в котором нет перечня конкретных видов работ и услуг, подлежащих лицензированию. Там определены, по сути, лишь сферы деятельности, что дает чиновникам возможности для вольной трактовки документа. В результате под лицензирование подпадают многие виды деятельности, которые не несут угрозу жизни и здоровью граждан, безопасности страны. Не решает эту проблему и проект декрета. Пожалуй, единственное, чему может радоваться бизнес, так это тому, что менять лицензии, как это было в 2003 году, не придется. Ну а где же тогда обещанное послабление? Или правительство и бизнес понимают либерализацию по-разному? Напомним, как заявил на заседании Совмина 9 декабря министр экономики Николай Зайченко, в плане первоочередных мер по либерализации экономики значится 18 пунктов. Наиболее важные меры из этого плана будут реализованы до 1 января 2009 года. Они коснутся, в первую очередь, сферы регулирования земельных и арендных отношений, налоговой системы, порядка регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, лицензирования, ценообразования, контрольной деятельности, методологии бухучета, административных процедур. |