24.05.2006  Ю.Росляк: регионам необходим эффективный инструмент заемной политики

   Обсуждение необходимости создания в России муниципального долгового агентства, способного стать одним из институтов национального развития и внести весомый вклад в преодоление неравномерности социально–экономического положения территорий РФ стало главной темой на прошедшей 24 мая в Москве конференции «Регионы и города России: заимствования как инструмент экономической политики».
   Открывая конференцию, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Юрий Росляк сообщил, что у столицы хорошие экономические показатели. Индекс роста промышленного производства в 2005 году составил 122,4%, что обеспечивается проводимой разумной экономической и промышленной политикой столичного правительства, в том числе и за счет грамотно выстроенной системы поддержки и развития малого бизнеса. По его словам, 2005 год был завершен с профицитом бюджета, однако даже такому успешному с экономической точки зрения городу, как Москва, необходимы займы. Он отметил, что городская система заимствований позволяет стабильно выполнять инвестиционные программы, объем которых неуклонно растет: "Если в 2004 году объем инвестиционной программы составлял 94 млрд рублей, то в 2005 году этот показатель вырос до 110 млрд рублей, а в 2006 году мы замахиваемся на такие цифры, как 170 млрд рублей", - пояснил Ю.Росляк.
   При этом он особо подчеркнул: «Важно не только уметь занимать, еще более важно уметь грамотно управлять имеющимся долгом и беречь свою репутацию на международном финансовом рынке». Ю. Росляк отметил, что Москва более 10 лет является участником рынка заимствований, в том числе международного. В столице создана профессиональная система управления долгом, которая не уступает по своей эффективности передовым зарубежным системам других стран. Это отчасти подтверждается тем, что за эти годы город с честью вышел из всех российских финансовых кризисов.
   Москва готова поделиться опытом с регионами в создании аналогичных систем на местах. Он напомнил, что столица имеет достаточно высокий кредитный рейтинг, что позволяет ей привлекать долгосрочные кредиты под низкие проценты. Комитет государственных заимствований г. Москвы осуществляет непрерывный мониторинг соответствия долга всем критериям долговой нагрузки и обеспечивает его на безопасном для экономики уровне. В настоящее время объем долга поддерживается на уровне существенно ниже предельного. По итогам 2005 года при установленном нормативе 30%, уровень долговой нагрузки не превысил 17%. В апреле 2006 года город погасил свои долговые обязательства на сумму 400 млн евро без привлечения дополнительных ресурсов и рефинансирования.
   Как отметил Ю. Росляк, в настоящее время не все регионы РФ имеют возможность использования рыночных заимствований в качестве эффективного инструмента проведении заемной политики с учетом особенностей формирования местных бюджетов и экономической ситуации в регионе. В настоящий момент рынок субфедерального и муниципального долга представлен облигациями 43 эмитентов, емкость рынка составляет 175 млрд руб. по номинальной стоимости. 60% этого долга сформировано тремя основными заемщиками: Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом. При этом на Москву приходится более 36% всего заемного рынка.
   В подобных условиях, по мнению Ю. Росляка, вполне применим зарубежный опыт организации региональных и муниципальных заимствований. Он отметил, что целесообразно ставить вопрос о создании в России муниципального долгового агентства по примеру скандинавских стран. Такое агентство способно решить задачу привлечения инвестиционных средств в российские регионы, путем размещения от своего имени крупных ликвидных долгосрочных и дешевых займов. Привлеченные агентством через прозрачные рыночные процедуры финансовые ресурсы далее будут направляться российским муниципалитетам для кредитования их бюджетных инвестиционных программ развития. «Создание подобного агентства в России, регулярные выпуски качественных займов, отличающихся высокой надежностью и хорошей обеспеченностью, могло бы дать существенную бюджетную экономию, а также обеспечить появление нового качества российского рынка ценных бумаг», - резюмировал Ю. Росляк.
   В рамках конференции прошла пресс-конференция для СМИ, на которой первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы обстоятельно пояснил, каким образом в российских условиях должна формироваться «скандинавская модель» привлечения финансовых ресурсов в регионы.
   Ю. Росляк сообщил, что предложение о создании подобного агентства – частная инициатива, возникшая в Ассоциации российских городов и столиц стран СНГ. Он сообщил, что Москве удается привлекать достаточно длинные кредиты до 10 лет под 6-7% годовых, что ниже инфляции. «Это позволяет нам вкладывать в реальный сектор экономики. Мы не создаем отдельного стабилизационного фонда, но имеем возможность вкладывать в будущее: строительство детских садов, развитие ипотеки, строительство доступного жилья для молодежи», - подчеркнул Ю.Росляк. По его словам, создание агентства даст возможность регионам и крупным городам привлечь заемные финансовые средства для таких проектов, как развитие инфраструктуры для строительства доступного жилья.
   Он сообщил, что проект детально проработан, а в реализации предложенной схемы выразили готовность участвовать такие региональные столицы, как Нижний Новгород, Волгоград, Казань. Если предложение поддержат другие регионы, то оно будет внесено на уровень Правительства РФ. Реализация проекта потребует внесения изменений в действующее законодательство. Ю. Росляк сообщил, что на сегодняшний день по этому предложению проведены предварительные консультации с Минфином. «Отторжения в министерстве этот вопрос не вызывает», - пояснил он.
   Этот инструмент нужен для поддержки инвестиционного развития территорий. Он будет способствовать более эффективной реализации нацпроектов в регионах поскольку даст возможность выхода регионов на достаточно длинные деньги. Кроме того, это даст возможность создать государственную ценную бумагу, имеющую статус государственной облигации, что позволит значительно снизить цену привлечения средств по государственным ценным бумагам Минфина. По его мнению, это позволит регионам решать задачи развития более длинными и дешевыми деньгами.
   Главное, по мнению Ю. Росляка, чтобы привлеченные средства использовались на развитие территории, а не на латание бюджетных дыр.
   Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», возможно ли привлечение заемных средств в регионах или муниципалитетах использовать на развитие малого бизнеса, Ю. Росляк сообщил, что нельзя считать, что развитие малого бизнеса – это панацея от всех болезней экономики на местах. «Ставка на развитие малого бизнеса должна делаться исходя из ресурсов и рыночных особенностей конкретной территории. Экономическая система должна быть сбалансирована и создавать возможность для развития конкретной территории», - подчеркнул Ю. Росляк. Он напомнил, что экономика многих городов России моноукладна и существует за счет монопольного предприятия. В такой ситуации, если продукция предприятия-монополиста оказывается невостребованной на рынке, муниципалитет оказывается нищим. «Решение вопроса, на какие цели привлекать заемные средства, зависит от воли конкретного муниципалитета, но не исключено и использование привлекаемых средств на развитие инфраструктуры малого бизнеса. Все зависит от того, каким образом управленцы на местах будут выстраивать эффективную экономическую политику», - заключил Ю. Росляк.
   ИА "Альянс Медиа"