02.12.2008  Консалтинговые компании проводят форум в Москве

   Способы эффективного управления консалтинговым бизнесом обсуждались в ходе работы Второго Всероссийского Форума «Дни консалтинговых компаний в России», состоявшегося 2 декабря в столичной гостинице «Холидей Инн Сокольники».
   Открывая первую сессию Форума, эксперт Министерства экономического развития РФ, руководитель Комитета по нормативному регулированию Русской Ассоциации инженеров-консультантов (РАИК) Константин Трумпель в своем докладе подразделил услуги, требующиеся от консалтинга государству, на несколько категорий: нормотворческие, юридические, социологические, оценочные и независимую экспертизу.
   Он напомнил, что консалтинговые компании принимали непосредственное участие в доработке Федерального закона N94-ФЗ о госзаказе и госзакупках, привлекая широкий зарубежный опыт, в том числе Всемирного банка. Однако впоследствии вариант Минэкономразвития, в котором участвовали консультанты, был заменен вариантом, разработанным в Госдуме, но сегодня данный закон, претерпевающий череду изменений, ощутимо меняется в сторону варианта Минэкономразвития – например, в части критериев определения малых предприятий, созданных на основе опроса консультантами самих малых предпринимателей.
   «Что касается юридических услуг госучреждениям, данное законодательство развивается сейчас достаточно бурно. Понятно, что если в одно налоговое законодательство за три последних месяца внесено более ста изменений, то есть по три в день, ни одно даже самое динамичное госпредприятие не способно вычленить и упорядочить их все, и мы, консультанты, соответственно, должны обеспечить предприятию-заказчику должный уровень информирования и анализа ситуации», - отметил К.Трумпель.
   В несколько меньшей степени, продолжил он, государство испытывает потребность в организационном консалтинге, но в целом на рынке есть масса возможностей и для крупных консалтинговых фирм, и для средних, и для малых структур, включая микропредприятия с годовым оборотом до 80 млн рублей.
   «Вызывает сожаление, что одни и те же услуги у государства и консалтингового бизнеса имеют порой разные наименования, и предприятия не всегда понимают, какая услуга выставлена на конкурс, тендер или торги. Мы провели унификацию консалтинговых услуг с точки зрения европейского законодательства, однако впереди еще большая работа по приведению рынка услуг в соответствие с рынком потребностей в этих услугах», - добавил К.Трумпель.
   Он отметил в связи с реализацией Федерального закона N94-ФЗ в отношении консалтинговых структур часто недостаточную квалифицированность конкурсных комиссий, излишне жесткие требования к конкурсной документации, за нарушения которой ФАС РФ вынуждена штрафовать председателей и заместителей председателей конкурсных комиссий, откровенные ошибки и опечатки в комплектах документов.
   К.Трумпель выразил надежду на скорое урегулирование всего комплекса проблем, связанных с потребностями государства в услугах консалтинговых фирм.
   Заместитель руководителя территориального управления ФАС РФ по Москве и Московской области Александр Мухин, имеющий непосредственное отношение к рассмотрению жалоб от участников конкурсного процесса, рассказал о практике реализации N94-ФЗ и злоупотреблениях, с ней связанных.
   В частности, закон, по его мнению, сам не дает достаточных возможностей для контроля за практикой: если раньше контрольный орган мог осведомиться у госзаказчика, по какой причине в ходе конкурса избран тот или иной претендент, то нельзя даже проследить логику формирования цены услуги, которая в ходе покупки может вырасти в десятки раз, поскольку финансирование госзакупки производится за счет собственного бюджета заказчика.
   Грань между контрольным органом как субъектом гражданского оборота и собственно органом исполнительной власти чрезвычайно размыта, отметил А.Мухин, а если создается ГКП или ОАО со стопроцентным госучастием, малым и средним частным предприятиям, как правило, делать в этой отрасли уже нечего: с монcтрами бороться нельзя, у них и значительнейшие материальные ресурсы, и созданы они конкретно под ту или иную программу, и помещения они занимают самые выгодные и по самой низкой арендной цене, а кроме того, используют административный ресурс, и на торгах таким предприятиям дается «зеленая улица».
   «В Москве, например, сейчас готовится к принятию «закон о такси», который, как выяснилось, был создан Московским транспортным союзом, то есть общественной организацией, а значит, «под себя» и с целью, как нам кажется, монополизации рынка. Планируется даже ведение реестра - для опознавания «своих». Впрочем, особенность некоторых наших законов состоит в том, что они принимаются, но не исполняются. Так обстоят дела, например, с некоторыми частями закона о защите конкуренции», - добавил А.Мухин.
   Он полагает, что преобразование N94-ФЗ идет слишком медленно (принято всего 7 поправок), до сих пор не утвержден порядок оценки и сопоставления заявок, и из-за этого каждый госзаказчик вынужден изобретать свою уникальную методику оценок.
   «Зная практику реализации N94-ФЗ, вынужден констатировать, что госзаказчики часто скрываются от поставщиков, оставляя в документации неверные контактные телефоны, ограждая себя пропускной системой, всячески препятствуя исполнению конкурсных процедур. Информация часто дается без технических требований, при вскрытии конвертов объявляется неверная цена, а потом следует фиктивный выговор секретарю конкурсной комиссии за якобы ошибку, используются самые незначительные поводы для отклонения заявок, и так вплоть до отказа заказчика заключать контракт. Отсутствует методика определения стартовой цены товара или услуги, из-за чего она может превышать даже рыночную цену в десятки раз», - заключил А.Мухин.
   Директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Администрации Владимирской области Валерий Скорик отметил позитивную роль консалтинга в реструктуризации работы промышленных предприятий региона.
   «Мы начали работать с консалтинговыми структурами в области в тот момент, когда у наших предприятий не было средств на эти услуги. Поэтому мы придумали особую форму областного возвратного кредита на консалтинговые услуги, и практически ни разу не разочаровались. Сегодня Владимирская область занимает третье место в ЦФО по привлеченным иностранным инвестициям, а работает на предприятиях с привлеченным иностранным капиталом всего 4% трудоспособного населения области. Эффективная "новая экономика" заставляет нас двигаться такими шагами», - отметил В.Скорик.
   После образования в регионе СРО арбитражных управляющих стихийная деятельность консультантов несколько пошла на убыль, а кризисный период потребовал принципиально новых схем организации промышленности, новых управленческих решений.
   Консультанты и сегодня помогают организовать сбыт продукции владимирских предприятий – уже не как одиночному заводу или фабрике, но как части системы, какого-либо экономического звена в производственной цепочке, а также снять сложности в получении кредитных ресурсов.
   «Нам как регуляторам, конечно, интересен не процесс, а результат, т.е. внедрение конкретных технологий на конкретных предприятиях. Дикое «махновское» поле поддержки предпринимательства усилиями Минэкономразвития превратилось в стройные ряды региональных систем поддержки, и нас теперь больше прежнего интересует реальный консалтинг», - заявил В.Скорик.
   Директор Аналитического центра «Концепт» Захирджан Кучкаров в своем докладе поведал о некоторых аспектах восстановления управляемости сверхбольших организаций, доставшихся управлению и экономике в наследие от бывшего СССР.
   «Изучая российские министерства и РАО, мы пришли к выводу, что они не являются организациями в том смысле, что организация в принципе управляема, а наши сверхбольшие образования потеряли эту опцию вследствие стирания изначальной цели своего существования. В них возникли и продолжают возникать различные группы влияния, «разрывающие оболочку» и тянущие каждый в свою сторону», - заявил З.Кучкаров.
   По его мнению, в задачу консалтинговой структуры, привлеченной для восстановления концептуальной управляемости сверхбольшой организации, входит задача внедрения новых систем менеджмента.
   «Тут важны не только технологические новации, но и преодоление негативных психологических факторов, возникающих в чиновничьей массе, таких, как неверие в реформы, страх перед переменами, непонимание сложных проблем, инстинкт «временщика», желание максимально долго не принимать вообще никакого решения, перекладывая эту обязанность на соседние инстанции. Российское чиновничество чрезвычайно низко мотивировано на результат, испытывает тотальную ценностную деградацию», - напомнил З.Кучкаров.
   Поэтому главнейшим результатом воздействия консалтинговой структуры на госучреждение может и должно быть, по его словам, изменение системы ценностей работников данного предприятия.
   Второй Всероссийский Форум «Дни консалтинговых компаний в России» продлится в Москве до 3 декабря.
   ИА "Альянс Медиа"