11.11.2008  Бизнес-сообщество Кыргызстана выступает против введения латентных марок

   Бизнес-сообщество выступает против введения Правительством латентных марок. Об этом на пресс-конференции в Бишкеке заявили исполнительный директор Международного делового совета (МДС) Таалайбек Асылбеков, исполнительный директор Союза предпринимателей Кыргызстана Усен Кыдыралиев, юрист МДС Гульнара Ахматова.
   Как рассказал У.Кыдыралиев, в стране и так очень сложная ситуация и бизнес-сообществу непонятно, почему Правительство пытается принять закон о латентных марках вместо того, чтобы решать другие более важные вопросы.
   По его словам, Правительство полагает, что с введением таких латентных марок удастся проводить учет продукции и сократить контрафактную продукцию. Латентной маркировке, по мнению Правительства, должны быть подвергнуты - безалкогольные напитки, газированные сладкие напитки, сотовые телефоны.
   Но вместе с тем У.Кадыралиев подчеркнул, что такие марки не являются акцизными. На производство и внедрение латентных марок должно быть затрачено немалое количество средств, и покупатели также будут расходовать больше финансов.
   «Стоимость марок автоматически перейдет на стоимость продукции. При этом бюджет не будет иметь ни копейки, государство будет только нести затраты на содержание персонала для выдачи, учета и контроля латентных марок», - сообщил он.
   Кроме того, как заявил У.Кадыралиев, «сейчас идет давление на Министерство экономразвития, чтобы оно быстрее разработало документы по латентным маркам и представило на утверждение в Правительство».
   По словам Т.Асылбекова, такие латентные марки пока внедрены только в Беларуси. «Если такие латентные марки будут внедрены у нас, то мы будем второй страной в мире. Ведь в мире инициатором выступают обычно предприниматели, а у нас определенная компания Икс, которая выступает как спонсор», - сказал он. «Существует определенный мистер Икс, который лоббирует данный вопрос, но мы никак не можем понять кто, потому что все министерства против этого, но в то же время этот вопрос еще не закрыт», - сетует Т.Асылбеков.
   По его словам, одна латентная марка будет стоить 50 тыйынов, себестоимость марки - максимум 5 тыйынов, как бизнес-идея проект шикарный, но с другой стороны здесь зарабатывают на потребителях, например, стоимость бутылки воды может возрасти на 5-10%.
   Как рассказала Г.Ахматова, при принятии этого закона были нарушены ряд законотворческих процессов, было замечено отсутствие проведение анализа регуляторного воздействия, т.е. чем данный проект будет полезен для страны. Так, по ее словам, средства от латентной марки будут идти поставщику таких марок. Сами марки будут клеиться прямо на колпачок, который может меняться, и о качестве товара сказать нельзя.
   Отметим, что Закон КР «О маркировке товаров контрольными (латентными) маркам» был принят 24 ноября 2006 года. В 2007 году была попытка определить перечень продукции, которая должна была подвергнуться латентной маркировке.