20.05.2006  Бизнес Кыргызстана застрял между Россией и Казахстаном

   Какие страны мира зарекомендовали себя реформаторами в экономике, насколько успешно они преодолевают барьеры, стоящие на пути к всеобщему благосостоянию, по каким критериям определяются лидер и аутсайдер? Ответы на все эти вопросы можно найти в ежегодном годовом отчете Всемирного банка по ведению бизнеса. В этом документе печатается рейтинг 155 стран по 10 индикаторам, отражающим состояние законодательства и его влияние на бизнес. Кыргызская Республика ходит в середнячках - занимает 84 место, опережая многие республики Содружества. А на первых пяти строчках обосновались Новая Зеландия, Сингапур, США, Канада и Норвегия. В этих странах, судя по анализу, деловые люди чувствуют себя спокойно и комфортно.
   Взгляд со стороны иностранного специалиста на развитие чужой страны, как правило, бывает не просто любопытным, но в некоторых случаях и более объективным и беспристрастным, чем мнения некоторых отечественных аналитиков. Мы попытались узнать, что думает о состоянии нашей экономики ведущий автор отчета Всемирного банка "Ведение бизнеса" Симеон Джанков, презентовавший это издание в Бишкеке.
   - Чтобы улучшить инвестиционный климат и тем самым создать дополнительные рабочие места, по мнению зарубежных экспертов, следует "незамедлительно" провести реформы, а именно упростить регулирование внешней торговли, сократить время для исполнения судебных решений по хозяйственным спорам, облегчить налоговое бремя и провести оптимизацию процедур для получения разрешений на строительство. Если мы выполним эти рекомендации, то сколько сможем создать рабочих мест?
   - Из отчета Всемирного банка видно, что в Кыргызстане, по сравнению с другими странами региона, заметно снизились темпы экономического роста. Если вы ускорите реформирование судебной, таможенной систем, учтете замечания по упрощению внешней торговли и лицензированию бизнеса, то, можно предположить, это создаст дополнительно 30 -40 тысяч рабочих мест. Положительным моментом стал бы и выход на свет теневого бизнеса. Легализация дала бы еще 50-100 тысяч рабочих мест, здесь речь идет в основном о секторе услуг.
   Для улучшения внешней торговли требуется упрощение процедур не только в вашей стране, но и гармонизация законов и правил с теми странами, с которыми торгует Кыргызстан. Речь, в частности, касается упрощения таможенных процедур, и не только при возмещении экспорта–импорта из России, Казахстана и т.д. Если ваша страна начнет активно стремиться в Европу, то вам стоит знать, какие перемены в законодательстве необходимы, чтобы экспортировать свои товары в Германию, в страны Европейского союза.
   Должен заметить, хотя значительно улучшен Таможенный кодекс, но он рассматривает торговлю с соседними странами, а нужно изменить фокус - иметь в виду сотрудничество и с Европой, США, Японией. Тут необходимо проверить документацию: подходит ли она для экспорта и импорта в европейские страны, узнать, какие нужны сертификаты, чтобы торговать с ними. Сейчас правительство работает над проектом, который будет решать именно эти вопросы.
   Те институты, что выдают сертификаты, не аккредитованы в международном сообществе, поэтому ваши документы в Европе никто не признает.
   - Дешевая рабочая сила - это один из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность страны. У нас к тому же, как подмечают многие инвесторы, это еще и достаточно квалифицированные кадры. Почему, в таком случае, иностранные компании и международные корпорации и синдикаты, имеющие филиалы в странах Юго–Восточной Азии, не открывают предприятия и у нас? Что, на ваш взгляд, является препятствием для этого?
   - Самая первая причина, которую трудно поменять, - это то, что Кыргызстан маленькая страна, находящаяся в середине региона, никак не Китай с его огромным населением или те государства, что имеют выход к морю. Это географическое положение, согласитесь, трудно изменить.
   Вторая причина - правительство говорит, что сделает то, сделает другое для свободного ведения бизнеса как для местных, так и для иностранных инвесторов. Создаст для них лучшие, чем у соседей, условия. Но пока бизнесмены не видят тех шагов, которые обещают сделать власти, чтобы сюда пришел иностранный капитал. Возьмем, к примеру, Индию, где раньше тоже трудно было вести бизнес, но благодаря правительству, которое пришло к власти два года назад и разработало четырехлетнюю программу, сейчас бизнес направляется в эту страну. Потому как прошло два года, и инвесторы видят, что все обещания и планы, разработанные индийским правительством, претворяются в жизнь. Увы, у вас такое не наблюдается.
   - Сегодня самая активная и трудоспособная часть населения работает либо в Казахстане, либо в России. И если мы даже будем создавать новые рабочие места, у нас может возникнуть проблема с кадрами. Уровень зарплаты в Кыргызстане ощутимо отстает от российского и казахстанского. Если эта тенденция сохранится и впредь, то квалифицированные кадры по–прежнему будут перетекать в соседние страны. Что необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию?
   - На мой взгляд, нужно обратить внимание на два сектора - кроме промышленности, развивать сектор услуг, который бы обеспечил более высокую добавленную стоимость, по сравнению с той, что у соседей. Например, услуги связи. Но с другой стороны, понятно, что конкурировать вам даже по услугам с такими большими рынками, как российский или казахстанский, очень сложно, поэтому необходимо найти такие области и сферы, где вы лучше всех. И консолидироваться именно там, чтобы конкурировать на равных с большими странами.
   - Многие иностранные инвесторы считают, что инвестиционный порыв охлаждает одно существенное обстоятельство - запрет на продажу земли. В Казахстане закон не запрещает передавать ее в собственность любому, кто может за нее заплатить. Вот поэтому туда более охотно идут инвесторы. Как вы считаете, для придания большей инвестиционной привлекательности Кыргызстану следует внести изменения в законодательство?
   - Да, очень нужно, и как можно быстрее. Это действительно большая проблема. Не понимаю, почему в этом вопросе законы не разрешают продажу земли частным собственникам. Особенно странно, что бизнесмены из США, европейских стран не могут приехать и купить здесь участок под свой бизнес, хотя на практике существует много отходов от существующего запрета. А это уже коррупция. С другой стороны, такая практика говорит о том, что правительство не работает над тем, чтобы изменить ситуацию к лучшему. В Казахстане и России это разрешено, а у вас - нет.
   Лариса Ли.
   P.S. По последним данным Ассоциации кыргызских диаспор России и Казахстана "Замандаш", за последнее десятилетие из страны по разным причинам, но в основном в поисках работы, выехало свыше полумиллиона кыргызстанцев. По словам вице–спикера парламента Эркина Алымбекова, таковых было гораздо больше - 1,2 миллиона граждан. Специалисты Центра изучения общественного мнения "Эл–Пикир", исследующие эту проблему, говорят, что 83 процента трудовых мигрантов являются этническими кыргызами. Из них, если это выходцы из Бишкека, почти 40 процентов имеют высшее образование, 80 процентов уехавших - мужчины и женщины от 18 до 35 лет. К сожалению, отмечают демографы, отток из республики самой активной части населения усиливается. Причины - безработица, низкий уровень оплаты труда, коррупция, политическая нестабильность, рост влияния криминальных структур на экономику страны