03.10.2008 Казахстан: в проекте НК планируется снизить льготы для страховых организаций В проекте нового Налогового кодекса планируется снизить льготы для страховых организаций. Об этом в ходе Третьего налогового форума сообщил директор юридического департамента АО "Seven Rivers Capital" Нурлан Елубаев, отметив при этом, что его мнение может не совпадать с мнением организации, в которой он работает. "В отношении реформирования налогообложения финансового сектора возьму на себя смелость отметить, что при изучении в начале текущего года послания главы государства мною было отмечено неодобрение действий и состояния нашего финансового сектора в условиях глобального финансового кризиса, очень сильно повлиявшего на него", - отметил он. По его словам, "причина такого вывода в настоящее время налицо". "С одной стороны государство всегда лояльно относилось к финансовой сфере в части взимания обязательных платежей в бюджет, примером тому может быть действующие на данный момент нормы налогового законодательства, позволяющие финансовым институтам значительно снижать налоговую нагрузку, с другой стороны, имеющаяся на сегодняшний день ситуация на финансовом рынке Казахстана не совсем положительная и благоприятная", - пояснил он. Как уточнил эксперт, "уровень кредитования резко снизился, население, в большей его части, стремится изъять свои накопления из банков второго уровня, фондовый рынок в условиях сильной волатильности имеет тенденцию к спаду". "Все это, в большинстве своем, по мнению государства, результат деятельности отечественных финансовых институтов. В этой связи со стороны государства принимается не совсем приятное для профессиональных участников финансового сектора, но вполне предсказуемое решение: в проекте нового Налогового кодекса значительно снизить перечень льгот для финансовых институтов, предоставляющих финансовые услуги, но не для их потребителей", - пояснил Н. Елубаев. В частности, в своем выступлении он отметил положения проекта нового Налогового кодекса в сфере страховой деятельности. "В ныне действующем Налоговом кодексе четко и ясно прослеживается льготность налогообложения страховых и перестраховочных организаций - отдельная глава 16 налогообложения по корпоративному подоходному налогу (КПН) страховых (перестраховочных) организаций, предусматривающая уплату такого налога по ставке от 1% до 4% от сумм, полученных (подлежащих к получению) страховых премий, в зависимости от классов страхования, свидетельствует об этом. Вместе с тем в проекте Налогового кодекса такая глава или соответствующие положения отсутствуют вообще, что свидетельствует о переходе в скором будущем страховых организаций к обложению корпоративным налогом в общеустановленном для других организаций порядке, то есть 20% в 2009 году, 17,5% - в 2010 году, 15% - в 2012 году", - уточнил эксперт. Однако, по его мнению, "при обсуждении проекта нового Налогового кодекса представителями государственных органов неофициально не раз заявлялось, что в проекте будет предусмотрен переходный, до начала 2012 года, период, позволяющий облагать доходы страховых организаций по ставкам, аналогичным с 16 главой, действующего кодекса". "К сожалению, я не имею на руках вариант проекта или другого законодательного акта, обсуждаемого сейчас в парламенте, тем не менее наличие в них такой нормы позволит страховым организациям откорректировать свои планы и действия на ближайшее время, в особенности для страховых компаний по страхованию жизни, как организациям, в большинстве своем осуществляющим долгосрочное страхование жизни и взимающим премии по страхованию жизни с учетом расходов, в том числе по налогам, определяемых актуарием с учетом законодательства о налогах. B этой связи именно для таких организаций такой период необходим", - пояснил Н. Елубаев. Далее, по его словам, в проекте для страховых организаций отменяются льготы по доходам, указанным в статье 115 (Комиссионные вознаграждения по перестрахованию, инвестиционные доходы и так далее) и вводится прямое отнесение дохода от снижения страховых резервов, созданных страховыми, перестраховочными организациями по договорам страхования, перестрахования к совокупному подоходному налогу. "Одновременно статья 106 проекта предоставляет право страховым и перестраховочным организациям относить суммы расходов по созданию страховых резервов на вычеты, что, на мой взгляд, более или менее сглаживает ситуацию, хотя аналогичные нормы на сегодняшний день действуют для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций", - сказал эксперт. Как считает Н. Елубаев, "видимо, в последующем, при применении страховыми организациями таких вычетов налоговыми органами, будет учитываться опыт работы с банками, но проблема состоит в том, что резервы рассчитывает лицензированный субъект страхового рынка, а именно актуарий, и он же определяет их размеры, при желании он же может их или снизить или увеличить. "В общем, если коротко говорить, будет существовать "человеческий фактор", и как налоговые органы будут определять целесообразность производимых актуариями расчетов - это дело будущего, главное, чтобы ни одна из сторон не злоупотребила своим положением", - подчеркнул он. "В отношении страховых резервов, в ходе одного из обсуждений в Астане налогообложения страховых организаций, один из представителей Минфина в приватной беседе сказал, что Минфин возьмет к себе на работу лицензированного актуария, и он будет устанавливать целесообразность таких резервов. Но это, в принципе, очень негативно повлияет на рынок, потому что автоматически ставит этого лицензированного актуария, который будет работать в Минфине, выше всех остальных", - пояснил эксперт. "В проекте остались действующие на настоящий момент нормы в отношении отнесения на вычеты по КПН по страховым премиям (статья 109 проекта), исключения из дохода, облагаемого индивидуальным подоходным налогом (ИПН) (статья 156 проекта), налоговых вычетов при определении налогооблагаемого ИПН дохода работника, а также по налогообложению таким налогом доходов но накопительному страхованию. Исходя из этого, еще раз подтверждаю тот факт, что государство более защищает потребителей финансовых услуг. В отношении же финансовых институтов покажет время", - уточнил он. Обобщая все вышеуказанное, эксперт отметил следующие характерные условия по страховым организациям: "во-первых, налицо отмена льгот для налогооблагаемых доходов страховых организаций, во-вторых, в отношении пользователей финансовых услуг, предоставляемых страховыми организациями, условия налогообложения более или менее сохранились, в третьих, налогообложение по накопительному страхованию не было оптимизировано, в чем может быть своего рода недочет представителей страховых организаций по страхованию жизни, хотя в принципе в их защиту можно сказать, что на совещаниях, проводимых по обсуждению нового Налогового кодекса, они делали все возможное". |