24.09.2008 Транзитные грузовые автоперевозки через Узбекистан возросли на 85, 6% Кахрамон Сидикназаров, генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Узбекистана (AIRCUZ) уверен, что развитие грузовых автомобильных перевозок по Великому шёлковому пути будет способствовать экономическому развитию Узбекистана и всего Центрально-Азиатского региона. В период своего расцвета Великий шёлковый путь и его ответвления составляли самый длинный маршрут в мире, простираясь от побережья Атлантического океана в Испании до Шанхая в Китае. Этот маршрут пересекался также множеством дорог меридионального направления, связывающих Центральную Азию с Индией и другими южными странами Евразийского континента. Сегодня этот маршрут рассматривается в контексте Трансконтинентального моста между Европой и Азией. Возрастание объёма торговли между странами Южной и Юго-Восточной Азии и Европой (в среднем 10% в год) перспективно и в плане увеличения транзитных перевозок в Центральной Азии. Груз морским транспортом из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется в среднем за 30 – 35 дней. Если учесть нынешнюю загруженность портов, дополнительные траты времени и средств на погрузочно-разгрузочные работы, то говорить о преимуществе морских перевозок можно только применительно к танкерам и судам, берущим сразу крупные партии груза. Доставка груза из Юго-Восточной Азии в Европу сухопутным путём занимает 10 – 12 дней. Ещё одно преимущество автотранспорта – перевозимый груз поступает «от двери до двери». Географическое положение Узбекистана позволяет осуществить транзитные перевозки грузов кратчайшим путём практически во всех направлениях, включая морские порты. Через территорию республики проходят 20 международных транспортных маршрутов и направлений. Они ориентированы в северном и северо-западном направлениях с выходом в Российскую Федерацию, на Украину и в страны Европы. В западном и юго-западном направлениях – с выходом на Кавказ, Иран, Турцию и к странам Европы. В южном направлении – с выходом на Афганистан, Иран и морские порты (Чахбехар, Бендер-Аббас), а также альтернативное направление с выходом через Афганистан в Пакистан к морским портам (Карачи, Касим, Гвадар). В восточном направлении – с выходом в Китайскую Народную Республику. С 2004 по 2007 год количество грузовиков, проехавших транзитом через Узбекистан, возросло на 85,6%. Правительство Узбекистана, по территории которого проходят маршруты древнего Шёлкового пути, уделяет большое внимание развитию транзитного потенциала страны, развивая инфраструктуру и совершенствуя автотранспортное законодательство. В годы независимости общая длина вновь проложенных и реконструированных дорог в стране превысила 3,2 тыс. км. Ежегодно в среднем прокладываются и реконструируются 220 км дорог, 400 – 450 км капитально ремонтируются, около 1,5 тыс. км проходят средний ремонт. Усовершенствование автотрасс позволяет переводить их из низкой технической категории в более высокую, что значительно повышает общий уровень качества обслуживания транспортного потока. Общая протяжённость сети автодорог общего пользования составляет 42,5 тыс. км. Все населённые пункты республики имеют устойчивую связь, которая обеспечивает выход к сопредельным государствам. Автомобильными перевозчиками республики в 2007 году перевезено 93% от общего объёма перевозок транспорта Узбекистана. Его доля в общем грузообороте республики составила 45,6% (без учёта трубопроводного транспорта). Происходит рост транзитных перевозок грузовым автомобильным транспортом. С 2004 по 2007 год количество грузовиков, проехавших транзитом через Узбекистан, возросло на 85,6%. В 2007 году автотранспортом транзитом перемещено почти 200 тыс. тонн грузов, осуществлено 48,6 тыс. гружёных рейсов. В настоящее время ведётся разработка закона Республики Узбекистан «О транзите грузов», призванного содействовать привлечению международного транзита. Это позволит эффективно использовать резервы провозных возможностей национальных транспортных систем, стимулировать рост и совершенствование национальных транспортных средств. Как следствие этого, исходя из международного опыта, активно развиваются транспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли. Кроме того, транзит является катализатором развития широкого спектра сопутствующих услуг. Концепция развития Великого шёлкового пути как связующего звена между Европой и быстроразвивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке представляет собой уникальную возможность интенсификации международных перевозок в условиях глобализации экономики. |