14.09.2008  Политические проблемы не повлияют на трудовую миграцию

   Правительство в ближайшее время рассмотрит вопрос об отмене квот на высококвалифицированных мигрантов, которые будут работать в Сибири и на Дальнем Востоке, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Он подчеркнул, что России «требуются люди, обладающие высокой квалификацией и высоким уровнем образования».
   Наша страна действительно нуждается в иностранных работниках, и не только высококвалифицированных. Одной своей рабочей силы, по мнению большинства экспертов, для развития отечественной экономики не хватит.
   По данным Пограничной службы ФСБ России, в нашей стране сейчас проживают более 10 млн нелегальных мигрантов. Общая потребность в привлечении иностранных работников в Российской Федерации в 2008 году, по информации Минздравсоцразвития, составила 1 млн 828 тыс. человек. Это только официальные данные, реальное же число работающих в России мигрантов значительно выше.
   «Наша экономика нуждается в 5 млн рабочих мест, которые занимают иностранцы, – сообщил директор «Левада-Центра» Лев Гудков. – Они трудятся в городском хозяйстве, коммунальных службах, аграрном секторе, на транспорте – там, где местные жители не хотят работать».
   По словам ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игоря Полякова, Россия остро нуждается и в высококвалифицированных кадрах. «Мы еще не успели совершить серьезный переход к бизнес-образованию. Только сейчас открываются серьезные бизнес-школы, которые учат управлять крупными проектами. Пока этого нет, проще приглашать специалистов из-за рубежа, лучше всего с опытом кризисных решений. Некоторые из них прошли такой опыт в Польше, Венгрии, Чехии, когда те переходили к рыночной экономике. Сейчас они едут к нам», – сообщил эксперт.
   «Россия является растущей экономикой, которая нуждается как в квалифицированной, так и в рабочей силе», – отметил проректор Высшей школы экономики, заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения Сергей Рощин.
   В этой связи немаловажным становится вопрос, как осложнение политических отношений России с другими странами после южноосетинского конфликта может сказаться на трудовых потоках, ведущих из-за рубежа в Россию?
   «Сюда едут за деньгами, а не за хорошими отношениями между странами. Если люди до сих пор едут работать в Израиль, то почему не поехать в Россию? – рассуждает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Грузины и те не хотят возвращаться на родину, потому что знают, какая их там ждет нищета и беспросветность». По словам Игоря Полякова, трудовая миграция из Средней Азии может еще вырасти. «Авторитет России после южноосетинского конфликта, с точки зрения среднеазиатских политиков, вырос. Кроме того, зарплата в России продолжает расти, особенно в долларовом эквиваленте и в евро».
   А вот Лев Гудков считает, что проблемы в миграционных потоках из стран СНГ возможны, но по вине российской стороны. «Привлекательность нашей страны для граждан ближнего зарубежья не уменьшится, но проблемы может устроить сама Россия в виде визовых ограничений, дополнительных проверок паспортного режима и т.д. Все это может создать дополнительные барьеры и повысить уровень коррупции на въезде в нашу страну», – отметил эксперт. Вдобавок, если будет продолжаться жесткая линия российского руководства, число специалистов с Запада будет снижаться из-за сокращения экономических контактов.
   Сергей Рощин счиает, что политические осложнения не будут иметь решающего значения для распределения рабочей силы. «Более значимо то, как эти политические осложнения скажутся на экономическом росте России. Если рост будет продолжаться, интерес к нам будет высокий. Снижение темпов роста соответственно снизит и интерес. Экономическая привлекательность важнее политических причин», – полагает он.
   По мнению Игоря Полякова, иностранных специалистов привлекают в России не только деньги, но и возможность кое-чему научиться: «Это опыт решения кризисных задач, который они не смогут получить в стабильных западных странах. Кроме того, Россия – экономика колоссального масштаба, и опыт работы на столь серьезном уровне также очень важен».
   Однако, по мнению эксперта, южноосетинский конфликт может сказаться на стоимости западных специалистов. Из-за нестабильности в России руководители и менеджеры крупных компаний могут потребовать для себя крупные оклады, мотивируя это всевозможными рисками.
   Борис Кагарлицкий, напротив, полагает, что европейские специалисты с большей охотой будут стремиться в Россию: «Дело в том, что в Европе растет безработица. Финансовый сектор имеет завышенность по персоналу от 50 до 70%, и потому его ждет сокращение на треть».
   Что же касается противоположного потока трудовых кадров из России на Запад, так называемой «утечки умов», то здесь изменения возможны, хоть и не столь значительные. Лев Гудков считает, что осложнение политической ситуации не сильно повлияет на население в целом, но даст дополнительный аргумент тем, кто задумывается об эмиграции. «Это усилит мотивацию людей более активных, образованных, связанных с бизнесом. Они постараются если не сами уехать, то хотя бы обеспечить запасные варианты для своих детей, например, отправить их учиться за границу, – отметил эксперт. – Колебания в связи с новым политическим фактором могут составить менее 1% от всего населения, но в масштабах нашей страны это почти миллион человек».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"