26.08.2008 В РФ трудно получить разрешенную информацию, но можно купить запрещенную Российские законы достаточно либеральны в том смысле, что каждый гражданин может узнать о властных органах почти все. Но на деле все получается с точностью до наоборот. По словам экспертов, чиновники у нас стараются засекретить все, что возможно. А самый стандартный ответ на запрос гражданина в министерство или ведомство звучит так – «вас это не касается». Проблему открытости отечественного бюрократического аппарата в июле на совещании в Петрозаводске, посвященному компьютерным технологиям, поднимал президент России. Тогда Дмитрий Медведев заявил о необходимости обеспечения прозрачности документопроизводства. По его словам, граждане должны иметь возможность проследить весь путь поданного ими документа в органах власти. Сегодня же практика показывает, что простому гражданину добиться каких-либо даже простых сведений весьма затруднительно. Чиновники на местах строго охраняют свою служебную информацию. Эксперты отмечают, что по российскому законодательству почти вся информация, кроме той, что отнесена к государственной тайне, формально является открытой. Но в действительности это совершенно не так. Невозможно, например, узнать данные не только о доходах высокопоставленных лиц, но даже информацию о численности чиновников. При попытке выяснить численность чиновников в Росстате посоветовали обращаться в министерства, а там, в свою очередь, указали на статистиков. Завесой тайны окутаны также размеры налоговых отчислений, которые выплачивают граждане, о чем почти во всех странах Европы можно узнать через Интернет. В то же время базы данных, которые должны быть защищены, можно спокойно купить на рынке. Диски с базами данных ГИБДД, налоговой инспекции или сотовой компании уличные продавцы предлагаю приобрести прямо на перекрестках столичных улиц. При этом ни один чиновник, виновный в утечке действительно закрытой информации, до сих пор наказания не понес. Эксперты называют трех врагов открытости российской бюрократии. Это чрезмерная секретность, которая корнями уходит в историю, желание продать информацию и банальное равнодушие чиновников. «У нас очень любят устроить коммерческую лавочку из государственного предприятия», – отметил председатель совета Института развития свободы информации Иван Павлов. Эксперт приводит в качестве самого яркого примера национальные стандарты, ГОСТы (государственные стандарты качества), которые оценивают качество и безопасность продуктов и услуг. Базу данных можно купить официально и поставить себе на компьютер у федерального государственного унитарного предприятия «Стандартинформ». Чтобы поставить полностью базу данных всех действующих ГОСТов, по словам эксперта, нужно заплатить 220 тыс. рублей. Платной является также большое количество правовой информации – тексты официальных законов, указов, постановлений. Министерство юстиции через подведомственный научный правовой центр предоставляет право доступа из федерального реестра правовых актов. А чтобы приобрести данные о годовой бухгалтерской отчетности какой-либо из организаций, необходимо заплатить около 500 рублей. По мнению директора Института проблем информационного права Андрея Рихтера, закрытость информации связана прежде всего с тем, что до сих пор не принят закон о доступе граждан к информации из органов государственной власти и местного самоуправления. Этот закон разрабатывается по меньшей мере 15 лет. Последний раз Госдума приняла проект в первом чтении в апреле прошлого года, но на этом дело замерло. Похожего мнения придерживается и председатель комиссии по свободе доступа к информации Иосиф Дзялошинский. «Закон, который существует почти во всех развитых странах (его приняли даже в Узбекистане и Непале), нашим чиновникам принимать неинтересно», – говорит он. «Вся коррупция, которая пронизала уровни власти, держится на том, что российская власть закрыта», – считает Иван Павлов. br> Свою лепту в засекречивание вносят и многочисленные ведомства и организации, начиная от правительства и до местных управлений, которые объявляют сведения о своей деятельности служебной тайной. «Существует одна-единственная инструкция правительства о служебной тайне, где написано, что тайной руководитель может обозначить любые сведения, которые могут помешать ему работать, – говорит г-н Дзялошинский. – Это означает, что любой начальник может назвать всякий неудобный ему факт служебной тайной, и изъять эти данные из оборота». br> По мнению эксперта, это вступает в противоречие с положениями закона об информации, информатизации и защите информации, которые закрепляют право доступа физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам. br> Но чиновники не спешат выполнять уже существующие законы, закрепляющие право на информацию, а депутаты – принимать новые. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |