13.05.2006  Казахстан: плохой менеджмент - основная проблема в деятельности технопарков

   Плохой менеджмент назван одной из основных проблем в деятельности казахстанских технопарков и бизнес-инкубаторов. Предложенная правительством и отчасти реализованная концепция инновационной инфраструктуры в целом очень абстрактна и не решает проблем ни ученых, ни производителей, сообщает газета «Эксперт-Казахстан».
   Национальной инновационной системе (НИС) спешно пристроили голову. В середине марта президент Казахстана подписал указ о создании фонда устойчивого развития «Казына», который будет управлять активами институтов развития. Однако за время своего существования эти институты не выполнили стратегической задачи – сформировать условия для диверсификации экономики страны.
   Основная составляющая задачи – развитие и внедрение инновационного бизнеса. По замыслу авторов программы развития НИС институты развития образовывали глобальный конвейер по выпуску инноваций. Фонд науки поставлял идеи, Центр аналитических и маркетинговых исследований определял их коммерческий потенциал, после чего удачные проекты направлялись в Национальный инновационный фонд (НИФ), а затем в Центр инжиниринга и трансферта технологий (ЦИТТ) для разработки опытных технологий. Далее шло финансирование для запуска производства через Инвестиционный фонд Казахстана и Банк развития Казахстана. Эта линейная схема за два с половиной года не выпустила ни одной инновационной компании с высокой добавленной стоимостью. Каждый объект этого конвейера занял позицию самостоятельного игрока с возможностью осуществлять коммерческую деятельность. В результате общей системы не получилось. Логично, что теперь приходится создавать управляющую мегаорганизацию, появление которой в изначальном сценарии развития НИС не предполагалось. Следовательно, произойдут существенные изменения в планах по запуску сервисно-технологической экономики.
   Премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов недоволен низкой эффективностью освоения выделенных средств на создание сети технопарков из-за «недостаточной организации менеджмента».
   Технопарки и бизнес-инкубаторы изначально подразумевались как базовая инновационная инфраструктура страны.
   До принятия программы развития сети технопарков и бизнес-инкубаторов в республике функционировало 43 структуры, которые могли себя считать участниками коммерческо-научной деятельности. Их спонтанное появление было обусловлено наличием свободных площадей остановившихся заводов и бедствующих НИИ. Деятельность таких структур ограничивалась сдачей в аренду дешевых офисных и производственных площадей для малых предприятий.
   Рост инноваций от стихийно создаваемых парков и инкубаторов в стране не наблюдался - только 2% клиентов бизнес-инкубаторов занимались технологическим бизнесом. Результат закономерный, так как в этих предприятиях не прописывалась концепция формирования инновационной среды со всеми ее составляющими: от специализированных услуг по разработке продукта до схем выхода на рынок.
   В 2003 году Министерством индустрии и торговли Казахстана была предложена концепция сети технопарков, ориентированных сугубо на инновационную деятельность. Согласно этой концепции в состав НИС должны входить 6 национальных и 7 региональных технопарков плюс 12 бизнес-инкубаторов. На каждый субъект инновационной деятельности предполагались средства из госбюджета. Четкого разделения между бизнес-инкубаторами и региональными технопарками в документе нет. Разница лишь в том, кто осуществляет финансовое шефство. Региональные парки финансируются через ЦИТТ, а инкубаторы через НИФ.
   Особенность национальных технопарков – специальная экономическая зона, каждая из которых имеет четкую отраслевую направленность со льготным режимом налогообложения и пакетом других преференций. Четкого определения этих институтов нет, как нет общих правил их построения и финансирования. Наиболее распространенное мнение: технопарк – некая территория, где предоставляются услуги для выращивания инновационных проектов с целью дальнейшей коммерциализации. В мире на данный момент существует более тысячи технопарков и бизнес-инкубаторов с весьма разнообразной инновационной стратегией: от локальных зданий для 5–6 фирм до городов с десятками заводов и научных центров.
   В Казахстане работает четыре пилотных региональных технопарка. «Алгоритм» в Уральске акцентирован на развитие машиностроения и металлообработки для нефтедобывающей промышленности, UniScienTech в Караганде сосредоточен на горной металлургии, химии и экологии, Алматинский региональный технопарк должен генерировать бизнесы в области строительных материалов и энергетики, усть-каменогорский технопарк «Алтай» занимается технологиями в области металлургии.
   Все они работают больше года, и пока ни одной технологичной фирмы из их недр не вышло. Классический срок нахождения бизнеса в инкубаторе – 18 месяцев (период подготовки продукта на рынок).
   Многим разработчикам технопарк особой помощи не оказывает, так как оборудование, пусть устаревшее, есть в НИИ в бесплатном доступе, также как и помещение. Заходить бизнесу, особенно технологичному, в такие структуры тоже нет особого стимула. Технопарки могут лишь подготовить промышленный образец за сравнительно недорогую плату, однако его дальнейшая судьба под большим вопросом.
   На сегодня в республике главная проблема не создать промышленный образец, а продвинуть на рынок продукт. Только в журнале «Эксперт Казахстан» было опубликовано более десятка материалов об отечественных технологиях, которые уже имели промышленную модель. Все они упирались в вопросы внедрения. А их технопарки не решают. «В Казахстане пока нет четкой целостной концепции развития региональных технопарков. Основная проблема, связанная с их развитием, заключается в отсутствии эффективных механизмов и форм взаимодействия государственных органов, институтов развития, субъектов малого и среднего бизнеса, крупных промышленных предприятий и субъектов инновационной инфраструктуры», – считает председатель совета директоров технопарка «Алтай».
   ИА "Альянс Медиа"