11.08.2008 УрФО: программы поддержки МБ должны сочетаться со стратегиями развития городов Программы поддержки малого бизнеса должны органично сочетаться со стратегиями развития отдельных отраслей и городов, убеждена директор Института предпринимательства УрФО Анжелика Гембарская. В.: В Тюменской области есть целевая программа поддержки малого бизнеса. Какой смысл разрабатывать еще один документ — стратегию? О.: Сегодня правительство Тюменской области очень удачно применяет проектный подход в развитии малого бизнеса. В течение последних двух лет налаживается система координации проектов в рамках областных целевых программ. Я вижу, как из отдельных фрагментов складывается картина развития предпринимательства в регионе: есть стратегии развития легкой, пищевой промышленности, машиностроения, транспорта, логистики и прочего. Но нет общего видения, учитывающего практические интересы малого предпринимателя. Предприниматель — не абстрактная фигура, он работает на реальном рынке и должен постоянно рассчитывать планируемую прибыль и рентабельность вложений. А у нас бизнес часто понятия не имеет, чего ждать от власти через несколько лет. Приведу конкретный пример. Предприниматель берет в аренду либо приобретает в собственность землю, ставит киоск, получает в банке кредит и начинает вполне успешно работать. Менее чем через год от администрации города приходит бумага о том, что киоск решено снести: не понравился его внешний вид или принято решение поставить вместо коммерческих киосков муниципальные. Спрашивается, где вы были несколько месяцев назад? Люди потратили деньги на оформление участка, подключение к сетям, еще и с банком не успели расплатиться. Понятно, что они автоматически попадают в черный список неплательщиков, которым фактически закрыта дорога к банковским кредитам. Банки потеряли заемщика, бюджет — налогоплательщика. К сожалению, это не частный случай. Чтобы не было таких ситуаций, и нужна региональная стратегия развития малого бизнеса, которая должна сочетаться с отраслевыми стратегиями и главное - со стратегиями развития городов в регионе. В.: Проект такого документа все-таки появился. Как вы его оцениваете? О.: Мне кажется, очень важно, что там расставлены приоритеты и начата работа над конкретными механизмами их пошаговой реализации. Но нет предела совершенству. Стратегию разрабатывали в 2007-м, а за последний год произошел такой качественный скачок в сфере развития предпринимательства, что впору начинать разрабатывать новую стратегию. Но мне нравится подход, предложенный департаментом инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Тюменской области: он подразумевает проработку не только внутренних, но и внешних рынков. К примеру, Казахстан — это очень перспективное направление, там действительно есть незаполненные ниши, обусловленные отсутствием минеральной воды, товарной рыбопродукции или лесной и мебельной промышленности. Почему не предложить их заполнить предпринимателям Тюменской области? Стратегия не должна оставаться текстом на бумаге. Требуется реализовать комплекс мероприятий по ее практическому выполнению: провести дополнительные исследования, экономические расчеты рентабельности таких проектов, снять всевозможные административные барьеры, сформировать соответствующую нормативную базу. И прежде самой власти надо понять: выгодно это для экономики области или нет, что это даст региональному бюджету. В.: В каких субъектах федерации, на ваш взгляд, реализован системный подход в развитии малого бизнеса? О.: В Ханты-Мансийском автономном округе. Хотя там сложная система входа в бизнес, потому что среда слишком закрытая. Но нормативная база разработана очень грамотно. Есть не просто планы и приоритеты, но и качественно новые критерии оценки эффективности госпрограмм поддержки малого бизнеса. Немного иная ситуация в ЯНАО. При всем старании региональных органов в отношении поддержки и развития предпринимательства там нет реальных условий для роста малого бизнеса, потому что населенные пункты слишком разбросаны по территории, много труднодоступных для транспорта участков, дорогие электроэнергия, тепло и вся инфраструктура. На этой территории, возможно, только разработка малодебитных скважин может дать малому предпринимателю реальный доход. Между тем федеральные органы постоянно требуют роста численности малых предприятий или выполнения показателей развития сельского хозяйства. Ну вы признайте, наконец, что не может малый бизнес там развиваться эффективно, дайте деньги людям, чтобы они просто жили, или, например, сделайте территорию гео-, нефте-, газовой и т.п. инновационной площадкой. Ответы на все эти вопросы может дать только общенациональная стратегия, однако она пока не разработана. А такие документы в настоящий момент для бизнеса очень важны. ИА "Альянс Медиа" по материалам журнала "Эксперт-Урал" |