05.08.2008  Москва: что мешает столице стать финансовым центром

   На днях Президент РФ Дмитрий Медведев вновь заговорил о создании в Москве международного финансового центра. На этой неделе в Белом доме будет рассмотрена соответствующая концепция Минэкономики.
   По мнению помощника президента Аркадия Дворковича, Москва может войти в десятку крупнейших мировых финансовых центров: “Мы пока значительно отстаем от ведущих мировых финансовых центров и по объемам занимаем где-то тридцатое-сороковое место. Москве вполне по силам занять место в ведущей восьмерке-десятке мировых финансовых центров в течение 5—7 лет”. Помощник президента пояснил, что под мировым универсальным финансовым центром понимается создание в Москве одного из крупнейших в мире центра по объемам оказания финансовых услуг, в том числе банковских, фондовых, консалтинговых, инвестиционных. Основной задачей, по словам Дворковича, является совершенствование финансового и налогового законодательств, которое бы привлекало инвесторов для операций на финансовых рынках.
   Для развития и усиления финансовой системы России кандидатуры лучше Москвы не найти, убежден столичный градоначальник Юрий Лужков: “Сегодня в Москве зарегистрировано более 50% всех коммерческих банков страны, доля их превышает 85% активов всей банковской системы России”. Ядром нового европейского делового центра призван стать проект “Москва-Сити” рядом с Красной Пресней.
   К началу августа главе Минэкономики Эльвире Набиуллиной поручено представить в Белый дом концепцию создания такого центра до 2020 года. Ее обсуждение пройдет на этой неделе. Разрабатывает собственный план действий и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В портфеле предложений РСПП можно найти несколько любопытных идей: создание “газовой ОПЕК” со столицей в Москве, последовательный перевод на рубли экспортных операций российских сырьевых компаний, создание национального биржевого холдинга, который затем займется скупкой ключевых торговых площадок в ЕС (Германия, Швеция), в Средней Азии (Казахстан) Юго-Восточной Азии (Вьетнам), снижение налога на прибыль.
   Взгляд снаружи С 2000 года наша страна занимает одно из первых мест в мире по темпам экономического роста в реальном выражении. Стремительно растет ВВП и потребительский рынок. Еще одним аргументов в пользу создания в Москве международного центра можно считать и растущий авторитет рубля. Укрепляется и банковская система России. Архитектура фондового рынка все больше соответствует мировым стандартам. Российская столица является третьим городом мира по размерам бюджета, который в 2007 году превысил $40 млрд, а в 2008 году увеличится, по планам, до $48 млрд.
   Москва уже давно стала финансовой столицей не только России, но и СНГ. В городе представлены и трудятся ведущие национальные компании. Большинство крупных иностранных компаний, приходя работать в бывшие советские республики, свой главный офис также располагают в Первопрестольной. “Учитывая темпы роста нашей экономики, укрепление ее финансовой системы, увеличение объемов российского рынка ценных бумаг, можно утверждать, что к 2025 году Москва сможет войти в пятерку ведущих финансовых центров мира. В ближайшие же 10 лет Москва может претендовать на лидерство в локальном масштабе — для стран СНГ, Балтии и Восточной Европы”, — считает первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк. Механизмы для решения этой задачи уже заложены в Стратегии развития Москвы до 2025 года.
   В то же время ведущие западные инвестбанки по-прежнему относятся с опаской к вложениям в российские активы. По данным ЦБ РФ, чистый приток частного капитала в Россию в первом полугодии этого года составил $12,3 млрд против $68,7 млрд. за аналогичный период прошлого года. При этом в первом квартале 2008 года был зафиксирован чистый отток капитала в размере $23,4 млрд.
   Во-первых, инвесторов не устраивает судебная система РФ, которая не способна быстро и справедливо защитить западный капитал. Даже имея на руках стопроцентные “козыри” иностранцы порой не могут добиться победы в суде. Во-вторых, в Москве процветает коррупция. Многие западные компании покинули столицу России из-за нежелания платить взятки чиновникам. В-третьих, в Москве все рынки, за исключением банковского, страхового и ритейла, монополизированы или контролируются несколькими крупными игроками. В-четвертых, на амбициозных планах превращения Москвы в международный финансовый центр может поставить крест постоянно ухудшающаяся транспортная инфраструктура.
   Банковская система РФ пока далека от лидеров. Например, средняя величина активов российского коммерческого банка (без учета Сбербанка) составляет $100 млн, в то время как в Великобритании — $5 млрд, а в Японии — $45 млрд. Кредитовать реальный сектор с трудом могут только банки топ-10, а 93% оставшихся кредитных организаций, по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, не способны выдать кредит в $10 млн. В Европе на 100 тыс. населения приходится 20 банковских офисов, тогда как в России 5—7.
   Проигрывают конкурентам и российские биржевые площадки. На нашем фондовом рынке не обращаются бумаги эмитентов из стран ближнего зарубежья.
   Не все гладко и с желанием Кремля сделать рубль мировой резервной валютой. По данным Банка международных расчетов (Базель, Швейцария), Россия торгует иностранной валютой в три раза больше, чем мир торгует рублем (1,3% и 0,4% долей соответствующих рынков). Для того чтобы сделать рубль устойчивым, Россия должна максимально быстро увеличить свою долю в мировом ВВП. По оценке Всемирного банка, доля России в мировом ВВП составляет 3,09% и оценивается в $1,2 трлн в ценах 2005 года. Для сравнения: доля США — 23% ($13,3 трлн), Китая — 10% ($10,2 трлн).
   Ставит под удар эти планы правительства и безудержный рост цен. С начала года инфляция в России составила уже 9,3%. Правительство уже три раза вынуждено было изменять ее прогнозы. “До тех пор пока Россия не увеличит свое присутствие на мировом товарном рынке, пока не сведет инфляцию до хотя бы 4—5% и не сделает национальную валюту стабильной не на бумаге, а в действительности, разговоры о международном финансовом центре таковыми и останутся”, — считает бывший председатель Банка России Виктор Геращенко.
   Регулярные рейтинги влиятельных финансовых консалтинговых центров и вовсе нагоняют тоску. На днях международная компания “Мерсер” признала Москву самым дорогим мегаполисом в мире для иностранцев. Согласно ее индексу стоимость проживания для иностранных специалистов в Москве на 40% выше, чем в Нью-Йорке, который, по данным рейтинга, является самым дорогим мегаполисом США. Безнадежно отстали от столицы России по уровню цен для иностранных работников Токио и Лондон. Лидирует Москва по высокой стоимости жизни и согласно рейтингу Human Resources, который показывает уровень комфортности проживания иностранцев. Больно ударил по имиджу столицы РФ и Global Financial Centres Index (GFCI) от компании Z/Yen. В этом рейтинге Первопрестольная заняла последние места по качеству рабочей силы, деловому климату, состоянию инфраструктуры. Эксперты отметили сложный налоговый режим, бюрократические барьеры и уровень преступности. В исследовании MasterCard, проведенном в 50 деловых центрах мира, российская столица признана наименее развитой. Этим очередным “достижением” Москва обязана дефицитом бизнес-центров, исследовательских и научных организаций, отсталой транспортной инфраструктуре.
   В уныние вгоняют и антирекорды в сфере коммерческой недвижимости. Арендные ставки в бизнес-центрах и складах в США и странах Евросоюза из-за последствий мирового финансового кризиса падают, зато в Москве наперекор тенденциям — растут. На вышеперечисленные рейтинги ориентируются инвестбанки, которые и приводят с собой мощные финансовые потоки.
   Таким образом, идея превращения Москвы в мировой финансовый центр является масштабной, амбициозной, но пока трудно выполнимой задачей.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский Комсомолец"