30.07.2008  Президент Белоруссии подписал закон о правилах орфографии белорусского языка

   
   Названия должностей и организаций предписывается писать с большой буквы. Характерное для языка «аканье» распространяется и на лексику иностранного происхождения. На радость школьникам упрощаются правила переноса. Но в Белоруссии у грамматики есть и политический подтекст.
   На слух неспециалиста теперь язык будет звучать более «по-белорусски». «Комiтэт» превратился в «камiтэт», а «прафком» и «гарком» — в «прафкам» и «гаркам». Заглавная буква будет встречаться куда чаще — с нее будут начинаться не только должности чиновников, но даже и имена литературных и сказочных героев. Теперь у белорусов появятся «Каза-дзераза» (коза-дереза) и «Коцiк-варкоцiк» (коток-воркоток).
   О необходимости унифицировать правописание ученые говорили давно. «Дело в том, что в 90-е годы прошлого столетия в белорусcкоязычных изданиях достаточно отчетливо проявился орфографический разнобой», — рассказал «Известиям» директор Института языкознания Национальной академии наук Белоруссии Александр Лукашанец. Он был одним из руководителей рабочей группы, которая готовила новую редакцию правил. По его словам, речь не идет о реформе орфографии. Новые нормы не затрагивают ее основных принципов, а всего лишь уточняют некоторые положения и уменьшают число исключений. «Совершенно очевидно, что в современной языковой практике, в особенности в сфере школьного образования, должны применяться единые, обязательные для всех нормы написания», — убежден Лукашанец.
   У белорусской орфографии есть и политическое измерение. Реформу правописания провели в 1933 году. Тогда Совнарком ввел новые правила, которые окрестили «наркомовкой». Дореформенную же орфографию сейчас называют «тарашкевицей» по имени филолога Бронислава Тарашкевича.
   Старый вариант используют некоторые представители оппозиционно настроенной интеллигенции. Например, на популярном интернет-сайте «Википедия» есть около 13 тысяч статей на академическом белорусском и примерно 12 тысяч — на «тарашкевице».
   «Конечно, в известной степени этот вопрос политизирован. Оппозиция будет время от времени его искусственно обострять», — говорит руководитель отдела Белоруссии российского Института стран СНГ Александр Фадеев. Впрочем, по его словам, для белорусского обывателя из глубинки эта дискуссия носит отвлеченный характер. Чаще всего там говорят на «трасянке» — смеси различных диалектов белорусского языка с русским.