04.05.2006 Рост цен на соль не связан с нарушениями антимонопольного законодательства Несколько месяцев назад на российском рынке соли наблюдался ажиотажный спрос, а цены на пищевую соль в розничной сети выросли в несколько раз. Однако причина такого удорожания данного продукта первой необходимости вовсе не связана с какими-либо нарушениями в сфере антимонопольного законодательства. Такую уверенность высказал в четверг, 4 мая, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов. Его пресс-конференция на тему «Итоги проверки производителей и продавцов соли в связи с резким ростом цен на этот продукт в российских регионах. Как остановить ажиотажный спрос на продукты первой необходимости» состоялась в медиа-центре газеты «Известия». А.Цыганов напомнил, что несколько месяцев назад на российском рынке обнаружился ажиотажный спрос на соль, причем прежде всего он отмечался в розничной торговле, когда цена на 1 кг соли выросла с 10-12 до 40 рублей. ФАС была проведена проверка ситуации на данном рынке. Прежде всего, она коснулась производителей и импортеров соли. А.Цыганов сообщил, что на российском рынке действует 7 производителей соли, наиболее крупные из которых – ОАО «Илецксоль» и ОАО «Бассоль». Они совместно удовлетворяют около 40% потребности российского рынка соли. Двумя основными импортерами соли в РФ являются ГПО «Артемсоль» (Украина) и ОАО «Мозырьсоль» (Белоруссия). Причем Украина и Белоруссия обеспечивают около 50% объема потребления соли в России. Однако, по словам А.Цыганова, это не означает, что рынок РФ зависит от иностранных производителей: российские предприятия в силах полностью удовлетворить потребность населения страны, доля иностранных поставщиков на рынке объясняется сложившимися производственно-хозяйственными связями предприятий. В результате проверки ФАС не подтвердились предположения, что существует какой-либо сговор между производителями соли насчет повышения цен на их продукцию. Цены производителей практически не изменились, более того, они различны у разных производителей и зависят прежде всего от способа добычи соли. Цены на импортируемую из Украины и Белоруссии соль также не выросли. Следовательно, никаких мотивов для повышения цен на соль для конечного покупателя – граждан РФ, связанных с повышением цен производителей, нет, подчеркнул А.Цыганов. Влияние таможенных пошлин на цену соли, поставляемой на российский рынок, также весьма незначительно. Пошлина на импортную соль в размере 5% не применяется по отношению к Украине и Белоруссии, пояснил он. Затем проверка ФАС коснулась оптовой сети рынка соли. Ее провели 16 территориальных управлений ФАС в течение февраля 2006 года, а результаты показали, что в действиях предприятий оптово-розничной сети нарушений антимонопольного законодательства также нет: их цены не изменились. Был выявлен только один факт нарушения антимонопольного законодательства: необоснованное повышение цен на соль со стороны ООО «Соляная компания» (Тюменская область). Сейчас в отношении этого предприятия возбуждено дело по факту нарушения антимонопольного законодательства, отметил А.Цыганов. После этого было проверено соблюдение антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, где нарушений также не было обнаружено. Не выявлено ни одного факта установления запрета на свободное перемещение продукции между субъектами РФ со стороны местных администраций, сообщил А.Цыганов. Он отметил, что существенный рост цен на соль наблюдался только в розничной торговле. Однако этот рост не имеет никакого отношения к сфере, регулируемой антимонопольным законодательством. Розничный рынок соли, пояснил А.Цыганов, слабо концентрирован, он конкурентный, на нем действует большое количество продавцов, и рост цен в этом секторе был обусловлен исключительно поведением каждого из продавцов: некоторые держали цены на прежнем уровне, другие же повышали их в несколько раз. Однако, отметил А.Цыганов, ажиотажный спрос на соль был кратковременным, в настоящее время цены вернулись на тот уровень, который отмечался до «соляного кризиса». «Ситуация на этом рынке нормализовалась буквально за неделю», - добавил он. По мнению заместителя руководителя ФАС, рост цен на пищевую соль не является следствием нарушения антимонопольного законодательства, его причина – ажиотажный спрос, который свойственен менталитету российских граждан. Он также считает, что причина также и в деятельности СМИ, «раздувших» проблему. «Нарушений антимонопольного законодательства ни в виде злоупотребления доминирующим положением на рынке, ни в виде антиконкурентных сговоров хозяйствующих субъектов, ни в виде ограничений со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления не выявлено», - резюмировал он. Также в ходе своего выступления А.Цыганов остановился на мерах по снижению ажиотажного спроса населения на те или иные продукты. По его словам, рынки товаров первой необходимости (соли, хлеба, масла, сахара) очень конкурентны, в связи с чем возможности вмешательства в их регулирование антимонопольных органов ограничены. Он уверен, что в ситуациях, подобных той, что сложилась на рынке соли, основная роль отводится не органам государственной власти, а средствам массовой информации, которые информируют население о происходящем в стране. Отвечая на вопросы журналистов, А.Цыганов сообщил, что ФАС постоянно проводит аналитическую работу с целью предотвращения нарушений антимонопольного законодательства. В настоящее время серьезное беспокойство службы вызывает рынок химических продуктов: он высоко концентрирован, на нем постоянно идет противостояние продавцов и покупателей. Также наблюдается ряд точечных проблем в машиностроительном комплексе: происходит процесс экономической концентрации в различных отраслях, и ФАС обязана выяснять, не приведут ли происходящие слияния и поглощения компаний к снижению конкуренции на рынке в целом. Кроме того, в настоящее время ФАС совместно с МЭРТ и МВД исследует рынок плодоовощной продукции, однако только в сегментах, в которых возможно нарушение антимонопольного законодательства. По словам А.Цыганова, эти нарушения связаны с ограничением предпринимательской деятельности со стороны местного самоуправления, которое ликвидирует места торговли и сокращает их количество, а также меняет арендную плату таким образом, что цены на продукцию предприятий неизбежно растут. ИА "Альянс Медиа" |