03.05.2006  И.Юргенс: что мешает развиваться российскому бизнесу в странах СНГ и Балтии

   
   Свою миссию - способствовать более-менее цивилизованному разводу тех государств, которые составляли некогда Советский Союз, - СНГ выполнило.
   Однако сегодня как межгосударственное объединение содружество скорее мертво, чем живо, считает Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
   Параллельно возникают альтернативные интеграционные объединения - двойки, четверки, зоны свободной торговли, зоны общего экономического пространства и прочие. И они имеют больше влияния, потому что возникли позже СНГ и основываются на общих современных интересах стран ближнего зарубежья. При этом на постсоветском пространстве можно выделить три разнонаправленные группы государств. Первая - это республики Балтии (от нейтральной к нам Литвы до враждебной Латвии), которые сразу отошли в сторону. Все ближе к этой категории подходят страны второй группы, вошедшие в так называемый ГУАМ: Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. Кстати, раньше эта аббревиатура имела на одну букву больше (ГУУАМ), но недавно Узбекистан вышел из объединения.
   Остальные государства СНГ - третья группа - в той или иной мере пока остаются в сфере влияния России. И здесь еще можно говорить об интеграции, но интеграции экономической, основанной на интересах бизнеса в этом политическом пространстве.
   В "полувраждебной зоне", в странах Балтии, у российских предпринимателей тоже есть свои интересы, но там они не могут быть реализованы до конца. Здесь политики всегда будут вмешиваться в отношения между бизнесменами. Рынки там небольшие, в общей сложности на три государства приходится около 9 миллионов жителей. И грандиозного коммерческого интереса для российского бизнеса они не представляют. Однако для транзита и сбыта энергоносителей эти территории нужны нашим естественным монополиям (РАО "ЕЭС России", РЖД, "Транснефти", "Газпрому"), крупным нефтяным компаниям, а также бизнесу, связанному с экспортом калийных удобрений и перевозкой грузов, отметил И.Юргенс.
   ГУАМ - еще более тяжелый случай. Это политическая организация, причем с явным антироссийским акцентом. Между тем украинский и российский союзы промышленников и предпринимателей уже создали инвестиционный комитет, значит, воля для сотрудничества есть. Но сейчас очень серьезно повысились политические риски и приходится ждать, пока внутриполитическая обстановка в Украине полностью наладится.
   По словам вице-президента РСПП, в азиатском блоке у российского бизнеса тоже есть большие интересы. К тому же антироссийские настроения здесь не столь масштабны и не так ярко выражены. Однако и тут все непросто. Например, в Казахстане способ управления таков, что без решения политического центра страны вхождение в какой-либо масштабный проект - дело довольно трудное.
   «Казахстан - страна "закрытая": с одной стороны - Китай, с другой - Россия. Так что экономическое счастье и благополучие Казахстана пролегает через Россию. Поэтому на государственном уровне у нас есть инструменты давления, согласования и компромисса. Крупные монополии, пользуясь этим, тоже договариваются, используя механизм политических консультаций. А вот бизнесу, далекому от кремлевских палат, приходится трудно. Прежде чем вложить деньги в какие-то активы Казахстана, ему надо очень хорошо поработать, чтобы договориться с пирамидой власти. А это не самая легкая задача для предпринимателей, тем более средней руки», - подчеркнул И.Юргенс.
   Довольно интересные возможности для российских предпринимателей есть также в Белоруссии. Но на самом деле Белоруссия так и не предприняла конкретных шагов к реальному доступу на свою территорию российского бизнеса. Здесь можно было бы говорить о предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса, о производстве минеральных удобрений. «В том, что ничего не сделано, я вижу жесткий, продуманный расчет. Если мы не договоримся с белорусами о здравых рыночных условиях совместного сосуществования, то все разговоры о создании общего государства, единого экономического пространства, валюты еще долго будут оставаться лишь на бумаге», - отметил И.Юргенс.
   Таким образом, российскому бизнесу не так-то просто войти в крупные, перспективные проекты даже в лояльных к России странах СНГ. Что касается мелких контактов, то они складываются сами по себе, но с экономической точки зрения не являются прорывными. И российские предприниматели всегда были заинтересованы в создании общего экономического пространства на территории СНГ, где Россия была бы доминирующей державой. Тогда бы и рубль стал резервной валютой, что значительно облегчало бы жизнь российским предпринимателям и инвесторам. Но ко всему этому можно прийти лишь длительным и сложным путем, преодолевая много трудностей, которые возникают с появлением новых постсоветских элит.
   «Сама экономика без политической поддержки не может проложить себе дорогу к сотрудничеству. Именно поэтому в ближнем зарубежье наш бизнес работает менее успешно, чем в странах Европы, Азии и в США. Однако и в СНГ, и в Балтии есть активы, которые без нас некому развивать. К тому же для иностранцев политические риски здесь значительно выше, чем для российского бизнеса. Мы хотя бы понимаем, что происходит, знаем, с кем можно сближаться, вступать в неформальные отношения», - сказал вице-президент РСПП.
   На территории постсоветского пространства много полезных ископаемых, дешевой квалифицированной рабочей силы, так что капитал все равно туда будет идти, причем семимильными шагами. «Может так случиться, что мы поспеем лишь к шапочному разбору. И здесь уже руководство страны должно подумать, как снизить для российского бизнеса политические риски в странах СНГ. Сегодня с такими лидерами, как Саакашвили, довольно трудно снова все наладить. Но надо. Без этого бизнесу будет трудно пробиваться», - считает И.Юргенс.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской газеты"